Последние выступления американского президента Барака Обамы, имеющие отношение к украинскому кризису, дают международным экспертам достаточно оснований для размышлений о том, насколько реальным может представляться подобный сценарий не только в республиках Содружества, но и в тех странах, которые могут представлять препятствующие или конкурирующие силы в стремлении США к мировой гегемонии. Речь идет о намерениях и возможностях вашингтонских сеятелей «цветных революций», которые, как показывают события в Ливии, Ираке, Украине, заканчиваются унижением, развалом, политической и государственной кастрацией жертв этого заокеанского процесса «демократизации». Чем, спрашивается, запомнился президент США на недавних крупных международных форумах в Китае и Австралии - саммитах АТЭС и G-20, если не считать пристрастия к публичному смакованию жвачки?
Ничего нового, тем более конструктивного и обнадеживающего самый непопулярный президент в новейшей американской истории международной общественности не предъявил, за душой на поверку оказывается пустота и неубежденность даже в собственных декларациях. Надоевшие всем заклинания о «мессианской» роли американцев в жизни человечества, постоянные угрозы наказать всех непослушных и непокорных экономическими и политическими розгами, - все это свидетельствует о том, что, как отмечает эксперт Стивен Муфсон из газеты The Washington Post, «американские власти всерьез опасаются утраты титула единственной "незаменимой нации" в мире». Они не могут и не хотят осознать неэффективность, порочность и всю опасность однополярного мира, который в условиях нарастающей мощи и влияния Китая, а также углубления возглавляемых Россией интеграционных процессов на постсоветском пространстве практически остается в прошлом.
Не готовы, видимо, вашингтонские власти осознать новые политические реалии, признать себя равными с другими субъектами международного сообщества, научиться жить не за чужой счет, а по собственным средствам и своему уму. Даже ветеран американской политики Генри Киссинджер высмеял недомыслие и близорукость Белого дома, «нынешние хозяева которого по уши вляпались в украинский кризис именно потому, что не учли там законные интересы Москвы и право русских их отстаивать». Но это не случайные промахи Вашингтона, а заданность его агрессивного курса.
В этом контексте уместно напомнить, что в декабре 2012 г. на конференции по правам человека в Дублине тогдашний глава американского Госдепа США Хиллари Клинтон заявила о намерении «всемерно противодействовать интеграционным процессам на постсоветском пространстве, которые рассматриваются Вашингтоном как попытка возрождения Советского Союза». Существует движение в сторону «ресоветизации» региона, подчеркнула тогда эта дама. Не будем заблуждаться на это счет, как это будет называться: Таможенным союзом или Евразийским союзом, или что-то в этом роде: По ее словам, американцы, дескать, знают, «в чем заключается цель русских и разработают эффективные способы того, как замедлить или предотвратить этот процесс».
Но в столицах государств Содружества, во многих европейских странах тоже прекрасно осведомлены о стратегических целях и имперских устремлениях янки в отношении Евразии, которые не только противоречат, но и подрывают демократическое и мирное развитие континента. Как американцы, например, противодействуют интеграционным процессам в рамках СНГ, «доходчиво и предметно» они демонстрируют на Украине, превратив республику в полигон для политического эксперимента, сделав упор на разжигание националистических сил и инстинктов, реанимируя зловонный дух и скелет кровавого преступника Бандеры.
Европейские эксперты, проливая зачастую крокодиловы слезы в связи с трагической участью украинского народа, высказывают убеждение, что опыт «киевского майдана» янки готовы применить и в отношении других государств Содружества, попытаться кое-где подбросить сухого хвороста в тлеющие очаги межнациональных отношений, противопоставить интересы коренного этноса с нацменьшинствами. В этом отношении, полагают эксперты, наиболее уязвимым и податливым с точки зрения вашингтонских интриганов предстает Казахстан, где более 20 процентов населения - около 4 миллионов человек составляют русские. Большинство граждан русской национальности проживают в северных и северо-восточных регионах Казахстана, граничащих с Россией.
Эксперты для сравнения напоминают, что на Украине русские, численность которых превышала чуть более 17 процентов, были сконцентрированы в основном в граничащих с РФ юго-восточных областях. К чему привели перекосы в национальной политике киевских властей, их преклонение перед западными ценностями, забвение собственной истории, хорошо известно: к расколу страны и гражданской войне. Обращается при этом внимание на то, что именно национализм и русофобия, - семена этой заразы, посеянные западными демократами в нестойкие, мятущиеся души молодежи, стали главной «опорой и надеждой» Вашингтона и его западных послушников на Украине, противников укрепления политической и экономической интеграции в масштабах Содружества.
Западные историки напоминают, что по численности русского населения Казахстан занимает второе место среди государств Содружества после Украины. Наверное, не без корыстного, провокационного умысла они же продвигают в европейские СМИ мысль о том, что, мол, «с точки зрения значительной части русских, проживающих, в частности, и в Казахстане, северные области этой республики действительно являются органичной частью России, несправедливо переданной в свое время большевиками Казахской ССР, ставшей в 1991 г. независимым государством». На этом основании они и пытаются проводить параллель с Украиной в надежде на разжигание напряженности и недоверия в отношениях двух народов и этих наиболее интегрированных государств Содружества.
Это не что иное, как попытки с негодными средствами, которые иногда, как показывает развитие ситуации на Украине, могут действительно наводить тень на плетень, вносить раскол и напряженность в гражданское общество. Провокаторы исходят из того, что пересмотр границ в Евразии неизбежно приведет к дестабилизации ситуации, которая, может оказаться более масштабной и трагичной, чем на Украине. Ведь надо учитывать, что площадь Центральной Азии - около 4 млн. квадратных километров, население - порядка 70 млн. человек, а также факт самой протяженной в регионе российско-казахстанской границы - около 7 тыс. километров. Поэтому использование американцами и их западными прислужниками украинского «опыта» в Казахстане вряд ли допустят власти Москвы и Астаны.
Тем не менее, считают некоторые российские эксперты, нельзя категорически списывать со счетов возможности янки, утверждать, что украинский сценарий в Казахстане невозможен по определению. Они полагают, что даже «одна из самых успешных на пространстве бывшего СССР экономик отнюдь не может служить залогом полной национальной безопасности», когда на территории республики в разрушительных целях действуют десятки прозападных НПО, а прикормленная американцами оппозиция выливает ушаты грязи и клеветы на президента Нурсултана Назарбаева, отстаивающего честь и суверенитет государства. Явную аллергию у американцев вызывает неуклонная приверженность официальной Астаны евразийской интеграции, сотрудничеству с Россией и соседями по СНГ.
Но если все же вашингтонские сеятели «цветных революций» и решатся на подобную авантюру, то могут сломать себе шею, а жующему Обаме не избежать тогда позорного импичмента. Ведь отношения ведущих государств Содружества - Казахстана и России носят прочный стратегический характер. Астана является главным союзником Москвы в конструировании Таможенного и Евразийского союзов, оба государства состоят в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - одним из главных интеграционных проектов, способствующего консолидации постсоветского пространства, укреплению безопасности его политических и экономических ценностей.
Поэтому и понятен скепсис западной печати, вынужденной констатировать, что вариант повторения в отношении Казахстана киевского «сценария» абсолютно неприемлем для руководства республики, ее коренных национальных интересов, а также противоречит стратегическим устремлениям Астаны и Москвы в регионе, которые заключаются в конструировании здесь климата доверия, сотрудничества и безопасности. Никаких других помыслов руководство Казахстана и России не вынашивает в регионе, поскольку в ином случае это приведет лишь к реализации планов США, острие которых направлено на создание очагов напряженности на южных российских границах, к отторжению от России ее союзников и партнеров в Евразии.
Виктор Барсов, публицист