Власти принимают жесткие, но необходимые меры по преодолению чумы, утверждают специалисты.
АШХАБАД - бывший наркоман Атагелди из поселка Гарадамак недалеко от Ашхабада, более известен в районе по имени «Аташка-героинчи». Но он гордится своим личным подвигом: воздержание от героина восемь месяцев подряд к настоящему времени.
«Слава Аллаху за то, что дал мне шанс выбраться из этой пропасти, - сказал он. - Сейчас меня уже не так сильно тянет к наркотикам. Да и вернуться к прошлому уже не получится - дозу купить нелегко, почти всех продавцов зелья переловили и пересадили».
Абсолютная нетерпимость продолжается
Туркменистан продолжает свою беспрерывную борьбу по искоренению наркомании.
Употребление наркотиков сегодня встречается реже, чем во время правления Сапармурата Ниязова, который почти легализовал наркотики и декриминализировал владение менее, чем 3 грамм наркотиков, сказали «Средней Азии в интернете» другие интервьюируемые.
«С приходом к власти [Гурбангулы] Бердимухамедова в 2007 году, Госслужбу охраны безопасности здорового общества [ГСОБЗО], в прошлом Государственную службу наркоконтроля, наделили особыми полномочиями», - сказал Халмурад Мусаев, врач наркологического диспансера в Ашхабаде.
Этот шаг очень помог в борьбе против наркотиков, сказал Мусаев.
Сжигание наркотиков тоннами, ужесточение законов
В 2013 и 2014 годах, государство продолжило придавать тонны наркотиков огню.
В конце декабря 2013 года, ГСОБЗО сожгла в печах за пределами столицы 625 кг героина, маковых головок и опия-сырца, конфискованных у наркоторговцев. 20 января, она сожгла еще тонну наркотиков.
Туркменистан тщательно контролирует все конвои с гуманитарной помощью, пересекающие границы Афганистана, чтобы предотвратить отправку веществ-прекурсоров, которых афганские нарко-лаборатории используют для производства героина. За последние семь лет, пограничники, государственные агенты по борьбе с наркотиками и полиция провели серию операций по обеспечению безопасности, чтобы захватить наркоторговцев на туркмено-афганской границе. За это время они уничтожили около 15 тонн наркотиков афганского происхождения.
Власти также ужесточили законодательство. ГСОБЗО в этом году стал ответственным за предварительное расследование дел, связанных со статьями 214 и 254, антинаркотические законы страны, в соответствии с указом президента от 1 марта. Ранее полиция занималась этими случаями.
И в 2013 году, правительство особенно тяжело ударило по наркобизнесу, когда оно увеличило тяжесть наказаний за контрабанду, транспортировку и продажу наркотиков, говорят офицеры по борьбе с наркотиками.
«По новым требованиям, тот, кто уличен в продаже, хранении, перевозке наркотиков, получает длительные тюремные сроки и отбывает весь срок наказания без права на помилование», - сказал Рахим А., офицер ГСОБЗО по Ахалскому велаяту. Страна имеет ежегодную традицию помилования большого количества заключенных, но нарко-преступники уже не имеют возможности выхода из тюрьмы таким образом.
Принятие жесткой позиции по отношению к наркоторговцам
Иногда власти должны принимать решительные меры, сказал Рахим А.. «Иначе это зло, создавшее реальную угрозу генофонду туркменского народа, невозможно было одолеть. Эффективность работы ГСОБЗО стала выше после того, как дознаватели и следователи стали выявлять всю цепочку -- от задержанного потребителя до поставщика или реализатора наркотиков».
«В прежние годы продавец проходил как неизвестное лицо на базаре, у которого задержанный приобретал дозу, - сказал он. - Теперь мы выявляем всех, кто причастен к обнаруженным нами наркотикам».
Безжалостная борьба искоренит запрещенные наркотики из Туркменистана, утверждают сотрудники ГСОБЗО.
«Этой цели мы намерены добиться, остановив транзит наркотиков из Афганистана, Узбекистана и других сопредельных стран, уничтожив посевы опийного мака на своей территории, и с помощью четкой координации действий с другими структурами», - сказал Рахим А..
Но, несмотря на эти успехи, некоторые торговцы наркотиками возможно уже просто перенесли свои операции в подполье.
«Наркотики полностью не исчезли, просто теперь их продают не так открыто, как раньше, а с соблюдением правил конспирации», - сказал житель Теджена Баймырат Какаев.
«И тем не менее мы должны отметить , что положение стало значительно лучше, - сказал Какаев. - И госструктуры Туркменистана намерены и дальше бороться с этим злом для всего общества и окончательно искоренить их пагубное воздействие».
Джумагулы Аннаев