По словам немецкого эксперта по Центральной Азии Михаэля Лаубша, для общественности Западной Европы и для европейских СМИ выборы в парламент Узбекистана никакой роли не играют.
"Думаю, максимум, чего можно ожидать - это сообщений о них в день самих выборов и на следующий день. В политических кругах, насколько я знаю, им уделяют внимание только профильные политические организации, как ОБСЕ и его бюро по правам человека (БДИПЧ ОБСЕ) - они информируют о подготовке к этим выборам миссии стран-членов ОБСЕ", - рассказал он в интервью DW.
Эксперт уточняет, что БДИПЧ направило долгосрочную миссию из 12 человек на эти выборы, чтобы она провела наблюдение за подготовкой к избирательному процессу и представила свой отчет. В то же время было решено не отправлять в Узбекистан краткосрочную миссию наблюдателей, то есть в день выборов на избирательных участках не будет масштабных выборочных "замеров" на соблюдение демократических процедур.
"Еще в ноябре этого года представитель БДИПЧ Рейчел Бендинг объяснила решение направить лишь ограниченную миссию в Узбекистан тем, что в этой стране отсутствует конкурентная борьба между кандидатами, то есть, по сути, эти слова можно понять так, что предстоящие парламентские выборы - фарс. А долгосрочной миссии совершенно недостаточно, чтобы составить реальное представление об их ходе", - поясняет Михаэль Лаубш.
По его словам, в Европе хорошо известно, что парламент в узбекской политике роли не играет. Хотя, в отличие от экспертов, иногда наблюдатели с Запада "покупаются" на четырехпартийную систему в Узбекистане, на то, что сейчас там проводятся теледебаты между кандидатами в парламент, на публикацию различных программ в местных СМИ, на квоту для экологов в нижней палате. Однако, утверждает он, ссылаясь на свои источники в стране, "за кадром" для них остается то, что эти программы редактируются и утверждаются в президентской администрации, что дискуссии в СМИ создаются специальными группами журналистов, существующими при этих СМИ, а вместо экологов в парламенте сидят чиновники.
Но, самое главное, подавляющая часть населения вообще не знает ни самих кандидатов, ни даже партий, их выдвинувших. Михаэль Лаубш приводит пример: номинально в законодательной палате 150 мест, но по сегодняшним спискам там только 140 депутатов - того, что 10 депутатских кресел пустуют, никто в стране не заметил!
"Доступ к западным и оппозиционным интернет-сайтам в стране усложнен, и в целом интернет для широких слоев не городского населения - экзотика", - добавляет Михаэль Лаубш.