Москва продолжает «тегеранить» своих потенциальных союзников на Каспии, а те в свою очередь не решаются завязаться по-серьезному на российском направлении.
Перманентная «игра в санкции», которую ведут США против России (с начала нынешнего года) и Ирана (ему к подобному не привыкать: как-никак 35 лет одна и та же «санкционно-смотрительная песнь из Вашингтона») вроде бы давно уже должна бы подтолкнуть Тегеран и Москву к взаимовыгодному сотрудничеству и взаимодействию.
Но жизнь учит подчас совершенно парадоксальным вещам: чем проще и выгоднее выглядит партнерство и союзничество (по крайней мере внешне), тем меньше шансов на то, что оно даже в минимально-приемлемой форме сложится. А уж когда речь заходит об отношениях двух крупнейших каспийских держав - России и Ирана, то и вовсе возникает ощущение некоего сюрреализма. Потому как ни дружбы, ни сотрудничества, ни тем более совместных усилий по преодолению сложившихся санкционно-удушающих действий со стороны одной далеко от Каспия расположенной державы у Тегерана с Москвой никак не получается.
С чего бы это? Договариваться «партнерам по санкциям» нужно было, что называется «еще позавчера». Но все никак у руководителей двух стран до этого руки-переговоры не доходили. И вот в нынешнем году (казалось бы) сама судьба подтолкнула обе стороны навстречу друг другу. Вариантов для взаимодействия открывалось полным-полно, только прояви политическую волю - и очень многое в двусторонних отношениях этим каспийским тяжеловесам можно было бы сдвинуть с места.
Однако пока все эти «вроде бы шансы» раз за разом обеими сторонами маниакально упускаются. И пока не видно за счет чего Москва и Тегеран намерены совершить в своих отношениях хотя бы некое подобие «стратегического прорыва». К тому же стороны все никак не могут определиться, кто же они друг другу. То, что не партнеры и не братья по «санкционному сопротивлению» ясно было изначально.
То, что не особо конкуренты (когда еще иранский газ попадет - да и попадет ли - в Европу?!) тоже очевидно. Врагами же им быть на данном этапе не с чего, потому как им обоим только и делают, что грозят то «ребята из-за океана», то приструненные и обязующиеся их слушаться в бесшабашном «шестерочном порыве» господа «единые европейцы».
Думаю, что здесь есть несколько немаловажных моментов, без понимания которых российско-иранские отношения вообще нет смысла рассматривать. Начну с того, что на протяжении всей истории - а не только с момента распада СССР, а ранее - прихода к власти в Тегеране религиозных лидеров, отношения между Россией и Ираном никогда не отличались искренностью. Да, именно отсутствие элементарного доверия друг к другу (благо, причин тому было не счесть) приводит до сих пор к тому «полулежачему» состоянию двусторонних отношений, которое наблюдается и по сей день.
Не будем вспоминать здесь о Туркманчайском мире, о том, что сделали «граждане персы» с Александром Грибоедовым в Тегеране, а посмотрим на события последних 15-20 лет. Так вот Россия при всей своей якобы «международной принципиальности» и «самостоятельности» регулярно «сдавала» иранские интересы в угоду США везде, где только было можно. Более того: Москва это регулярно делала прежде всего во вред себе, и только потом уже «прокидывала» иранскую высокую договаривающуюся сторону.
Поэтому ничего удивительного нет в том, что как только США ввели в начале нынешнего года санкции против России, Тегеран подал сигнал о желании «срочно начать дружить домами» с российской стороной. А упор в этом делать на энергетическое сотрудничество, тем более что на Каспии для него все условия созданы. Но иранцы все время хотели прежде всего понять какова будет политика России в отношении Запада? А уже от этого отталкиваться в планировании двусторонних контактов с Москвой на дальнейшее.
Тегеран до сих пор так и не может для себя определить: так разлад по линии Россия-Запад - это серьезно и принципиально, или очередная «размолвка между стратегическими партнерами»? Что, Россия на самом деле решила стать на путь самостоятельного и отстаивающего национальные интересы государства, или только делает вид, что «не играет в хоккей с Америкой». А потом, что иранцев, что всех остальных в очередной раз «дипломатически прокинет»)?
Взять ту же «ядерную шестерку», которая работает всю дорогу в интересах одного из ее участников, и это вовсе даже не Россия. Сколько уже ведутся бессмысленные по своей сути переговоры о том, чтобы Тегерану запретить развивать свою ядерную программу (Америке, России, Великобритании с Францией, да и Пакистану с Индией - можно, а Ирану - ни в какую. И кто же это такой умный решил подобным образом?).
А ведь Россия, при всех усилиях проиранского лобби в Москве, напрямую с принятием режима санкций против Тегерана этому самому «финансово-экономическому удушению» Ирана все эти годы только способствовала. Пока сама под аналогичные санкции не попала. Да и не ядерный потенциал Ирана тех же американцев волнует, а желание поменять в Тегеране власть - сделать ее «карманной», послушной Западу, и заодно «прикарманить» огромные энергетические ресурсы Ирана. Мешает ли этому - да хотя бы через Совбез ООН Россия? Ничего подобного - и иранцам это больше, чем кому бы то ни было известно.
С весны нынешнего года вроде бы Россия решила сыграть в иранском направлении «на опережение» - то есть начать двустороннюю торговлю на рубли- риалы, поставлять иранскую нефть на терминалы в Астрахань в обмен на российские товары и технологии. А также начать сооружение новых ядерных энергоблоков по типу Бушерской станции.
Но опять-таки дальше пустых фраз с обещаниями дело так и не пошло. Более того - у России был уникальный шанс поставить на последнем саммите ШОС вопрос о принятии в эту организацию Ирана - что и Китаю, и странам Центральной Азии было бы более чем выгодно. И что? А ничего: российские руководители с невероятным цинизмом что-то невнятно пробормотали о том, что «нельзя в эту организацию принимать новых членов, которые находятся под режимом международных санкций». Так Россия сама под санкциями нынче находится. А санкции, что введены против Ирана, никакие не международные, а американские - и точно такие же, как и действующие сейчас против Москвы.
Российские компании как по команде «поберегись!» не желают сотрудничать с Ираном, потому как боятся попасть под «карающие санкции» со стороны Запада. Так они и без Ирана уже более чем «попали», и кому они хуже своей двуликой политикой «несотрудничества» делают - самим себе или иранцам? А ведь все те «вчерашние стратегические партнеры» из США и ЕС, которые не советуют нынче российским бизнесменам иметь дело с Ираном, сами в эту страну мечтают как можно скорее вернуться. И никаких российских конкурентов они там, естественно, не потерпят.
Иран по-прежнему в перспективе может выйти на европейские рынки со своими нефтью и газом, что гарантированно стало бы прямой конкуренцией российским энергоносителям. Плюс иранцы все еще лелеют надежды на то, что в обмен на уступки по ядерной программе (но ни в коем случае не ее сворачивание) им удастся разморозить свои денежные вклады в западных банках. А отмашку на подобное могут дать только из Вашингтона. Да и только тогда, когда там решат полностью уложить тегеранских переговорщиков «на обе лопатки».
Показательно, что Соединенные Штаты ведут в течение всего нынешнего года закулисные переговоры с иранцами насчет не только ядерной программы, но и возможности возобновления двусторонних отношений, прерванных в 1979 году. Пример только что «размораживаемых» с куда более давних пор - 1959 года - отношений Вашингтона с Кубой тому яркое свидетельство. Но все эти «заигрывания в признание» со стороны Соединенных Штатов будут направлены только на одно - сделать Иран «полуручным», и игроком западного варианта «полузащиты», а не члена ШОС или ни от кого независимого объединения прикаспийских государств.
А ведь иранцы хорошо помнят о том, что Россия их еще с концовки советских времен откровенно бросала на произвол судьбы, и продавала не за понюшку табаку американцам. Под прямым давлением Вашингтона Россия «бортанула» Иран с поставками уже оплаченных ракетных комплексов С-300 (которые ни под какие санкции не попадали, но раз Америка попросила-приказала, то как Москва могла ей отказать?!). Не желают иранцы и делить Каспий по тому «срединному развороту», который предлагает (кстати, себе же во вред) Россия.
Плюс была еще позорная сделка Гор-Черномырдин, по которой Россия в угоду опять-таки США отказалась продавать Ирану оружие на сумму в 4 млрд. долларов. Тогда Москва ничего иранцам не продала, а Америка пообещала российской стороне эту сумму компенсировать. И что, компенсировала? Вы правильно угадали - ничего Россия от Соединенных Штатов не получила, и получить не могла. И в Тегеране об этом очень даже хорошо помнят.
Было еще и затягивание сооружения ядерных блоков Бушерской АЭС (в российских СМИ во всем обвиняли Иран, который вроде бы никак не мог найти валюту для оплаты, но все это - чистой воды разводилово). Да и когда Совбез ООН вводил под американским давлением санкции против Ирана (особенно финансовые), Россия, имея право вето, ровным счетом ничего не сделала, чтобы Иран - и в какой-то степени на будущее себя - защитить.
Поэтому на ближайшие несколько месяцев Иран будет усиленно одной рукой разыгрывать «американскую карту», и пытаться выбить из Вашингтона собственные замороженные финансовые средства. А другим взмахом указательного перста иранские первые лица будут проталкивать идею о возможном сотрудничестве с Россией. Только никаким союзником и партнером Иран для России не будет. Потому как сама российская сторона во все это не верит, а все еще надеется, что все нынешние разногласия с «цивилизованным Западом» сами собой устаканятся. Иранцы же обо всем этом «цивилизованном Западе» имеют свое собственное представление, и никаких иллюзий насчет него не питают. Посему обе каспийские державы, которым сам Аллах велел бы пойти друг другу навстречу семимильными шагами, так и будут дальше соседа больше сторониться от взаимного недоверия, нежели по-настоящему взаимовыгодно и перспективно сотрудничать.
Юрий Сигов (Вашингтон)