«Caspian bridge» продолжает публикацию материала, в котором рассматривается влияние политических и экономических рисков Российской Федерации на перспективы развития прикаспийского региона. Экономическая сфера: риски не учтены
Если власти РФ готовились к революции в политической сфере, то в экономической сфере многое осталось без изменений. Хотя политическая сфера должна отражать экономическую, и наоборот. Дело в том, что экономика РФ неспособна укреплять стабильность в обществе. Более того, она сама усиливает деструктивные тенденции в жизни страны.
Первым тревожным сигналом для властей РФ можно назвать вывод экспертов МВФ, который был сделан в 2013 году. По их мнению, та модель экономического развития страны, которая имеет место и сегодня, исчерпала свои возможности. Как отмечалось в докладе МВФ: «Невозможно снова обратиться к модели роста докризисных лет, базировавшейся на повышении цен на нефть, увеличении загрузки свободных мощностей и сокращении технологического отставания».
О плачевной ситуации говорит тот факт, что РФ показывает низкие темпы роста ВВП среди стран БРИК. А ведь речь идет о быстрорастущих рынках мира.
Несмотря на то, что после глобального кризиса 2008 года, цены на нефть восстановились и превысили 100 долларов за баррель, рост экономики России оставался низким. Выходит, что цены на энергоресурсы, грубо говоря, не оказывают позитивного влияния на экономику.
По мнению главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, которое он высказал в интервью газете «Ведомости», РФ столкнулась сразу с тремя кризисами. Первый - структурный кризис, который воспроизводит издержки. «Это экономика постоянно растущих издержек /:/ Все издержки постоянно растут, и их рост кратно превосходит рост экономики». Второй кризис связан с падением спроса на производимую продукцию в РФ и на внешних рынках, в том числе на энергоресурсы. Третий кризис связан с геополитическими рисками, в частности с режимом санкций.
О проблемах экономики в РФ заговорили не в 2014 году, а гораздо раньше. Представители Валдайского клуба на протяжении нескольких лет обращали внимание властей на необходимость реформ. В октябре этого года власти РФ критике подверг председатель правления Сбербанка России Герман Греф, а вслед за ним, в ноябре, это сделал Анатолий Кудрин. Наконец, в послании федеральному собранию о переменах в экономике заговорил президент РФ Владимир Путин. Как отметил он, «надо вырваться из ловушки нулевых темпов роста, в течение трех-четырех лет выйти на темпы роста выше среднемировых».
Но удастся ли ускорить рост ВВП российским властям? Эксперты Валдайского клуба в 2013 году предложили 7 сценариев развития событий в России. При этом самым вероятным было сохранение статус-кво, т.е. РФ не будут проводить реформы, а будут дрейфовать по течению. И неизвестно, на какой берег, в конце концов, ее выбросит. Со средней степенью вероятности для РФ был революционный сценарий. Но любопытно, что «Оптимальный сценарий» развития страны (реальная борьба с коррупцией, культивирование политического плюрализма, реформы в экономике) эксперты Валдайского клуба назвали маловероятным.
Причина, по которой оптимальный вариант развития рассматривался невозможным, заключалась в отсутствии политической воли у руководства страны. В свою очередь Кудрин говорит о том, что с введением санкций для России закрылось «окно реформ». Сегодня ситуация для РФ усугубляется не только низкими ценами на нефть, но и введением в отношении нее режима санкций. Центробанк РФ понизил прогноз по росту ВВП России в 2014 году до 0,6% (прежний прогноз 1%). Причиной снижения финансовый регулятор назвал «совокупное действие внешних факторов и факторов структурного характера». Международный валютный фонд скорректировал прогноз по росту ВВП России на 2014 год с 1,3% до 0,2%.
Проблема РФ, как и других постсоветских стран, состоит в том, что она не смогла воспользоваться теми преимуществами, которые открывали перед ней крах СССР и падение «железного занавеса». Хотя с 1991 года ВВП России по ППС вырос на 197%, проблемы, доставшиеся ей по наследству с советского периода, сохранились. А некоторые из них усугубились. Так, РФ, в отличие от Китая, сталкивающегося с ограничениями, не смогла сократить отставание от развитых государств. В том числе в технологической сфере. Россия претендует сегодня на статус мировой державы, но страдает типичными болезнями развивающейся страны.
Что означает низкий рост экономики РФ?
Экономика без политики не может существовать! По сути, об этом говорил Герман Греф в своей критике, где указал на низкое качество госуправления, как одну из главных проблем РФ. По его словам, бывшее руководство СССР также «было полностью некомпетентным в вопросах экономики». А ведь речь идет не только о крахе СССР, а о том, что на его руинах появились новые государства. Пренебрежительное отношение к экономике подорвало советскую государственность.
Угрозу представляет не низкий рост ВВП сам по себе, а его влияние на социальную сферу. Рыночная экономика должна способствовать появлению класса собственников, среднего класса, улучшению человеческого капитала страны. Но РФ этих задач не достигла. В 2009 году эксперты Высшей школы экономики подвели итоги реформ и констатировали сильное материальное расслоение населения. «По официальным данным Росстата за 2008 год, на долю 60% населения с наименьшими доходами приходилось лишь 29,6% доходов, в то время как на долю 10% наиболее богатых приходилось 31,1% всех доходов». В свою очередь Алексей Улюкаев обращает внимание на то, что уровень инфляции в стране достиг 8 процентов, а рост экономики 0,8%. Фактически наблюдается процесс латентного обнищания граждан.
Продолжительный низкий рост ВВП способен привести к деградации социальной сферы. Под этим явлением понимается ухудшение основных социальных показателей, которые в свою очередь ведут к качественным изменениям в социальной сфере. Если человека недокармливать, то можно вызвать не только голод, но и изменения в организме. Восстановить здоровье будет невозможно без интенсивного курса реабилитации. Так, «экономика низкого роста» способна увеличить долю маргинальных слоев населения. В свою очередь бедность будет передаваться из поколения в поколение, т.е. укоренится. Нищета способна сформировать настроение отчужденности, апатии в обществе и способствовать росту алкогольной и наркотической зависимости среди граждан. Страна станет неблагополучным местом для специалистов и образованных кадров. А потому можно будет ожидать новую волну оттока умов, а это подрывает устойчивое развитие страны.
Экономика низкого роста представляет не меньше угроз стабильности и безопасности РФ, чем «экспорт» западными странами революции. Россия представляет опасность для себя не в меньшей степени, чем окружающий ее мир.
В РФ снижали риски в политической сфере, но при этом пренебрегали вопросами экономической безопасности. Однако экономика без политики не может существовать! Обе сферы должны хорошо сочетаться друг с другом. В результате чего проблемы в экономической сфере ослабляют КПД политики. России трудно развиваться и выживать в условиях санкций Запада! Не говоря о том, чтобы поддерживать статус мировой державы.
Последствия для Каспийского региона
Можно выделить три сценария развития ситуации на Каспии, которые определяются уровнем политических и экономических рисков для России.
«Революция» - это «царство» политических рисков, где влияние экономики чувствуется не сильно. Хотя такой сценарий маловероятен (как уже говорилось, в «эпоху Путина» власти предприняли все необходимое для того, чтобы снизить революционные риски), тем не менее, его необходимо рассматривать. Хотя бы потому, что чиновники видят конечную цель западных санкций в революционной смене власти в РФ.
«Затяжные санкции» - это наиболее вероятный сценарий развития событий. Он сочетает в себе как высокие геополитические риски, так и возможности экономики РФ справляться с блокадой.
«Экономический кризис», в крайнем выражении - банкротство. Здесь роль первой скрипки играют экономические факторы. Экономический кризис вполне вероятный сценарий для России. По оценке Анатолия Кудрина, если в 2015 году цена на нефть составит 80 долларов за баррель, то спад экономики РФ достигнет 2 процентов, при стоимости нефти 60 долларов - 4%.
Революция
Революция в России, как это не раз бывало в ее истории, грозит обернуться потрясением для нее. Проблема в том, что в РФ эффективность партийной системы и институтов гражданского общества оставляет желать лучшего. Поэтому нет организованной силы, которая способна не только объединить протестный электорат и сторонников перемен, но и обеспечить стабильность. Пустить энергию масс в созидательное русло.
Во-первых, это усиливает тренд нестабильности для страны и прикаспийских стран. Во-вторых, грозит затянуть переходный процесс, т.е. формирования новых органов власти и т.д. В-третьих, не гарантирует, что новые политические институты будут отличаться устойчивостью. Таким образом, существует опасность, что революционная смена власти в России спровоцирует хаос и эскалацию насилия. Как это было уже в начале 90-х годов.
Россия является крупным экономическим игроком на Каспии. Тренд политической нестабильности обещает подорвать ее экономический рост и как следствие снизить товарооборот на Каспии. Между странами региона и сейчас наблюдаются низкий КПД сотрудничества, а после революционных брожений в РФ экономические отношения стран будут отброшены на годы назад.
В случае прихода к власти в РФ либеральных деятелей, страна может повернуться спиной к прикаспийскому региону. Традиционная болезнь этих политических кругов - игнорирование «южных» соседей и акцентирование внимания на партнерстве со странами Запада.
Дело не в том, что в регионе образуется геополитический вакуум, который своим содержанием наполнят Китай или страны ЕС. Из-за этого страны Каспия могут столкнуться с трансформацией внешнеполитических отношений, а это сулит не только новые возможности, но и проблемы. Никто не сможет дать гарантий, что Запад не усилит «демократическое давление» на прикаспийские государства.
Важно отметить, что революционная смена власти затормозит процесс определения статуса Каспийского моря. По крайней мере, до тех пор, пока в России не появится новая легитимная власть. Это еще раз говорит о том, что переговорный процесс необходимо форсировать. Затягивание с решением вопроса статуса, будет каждый раз сталкиваться с новыми проблемами, как политического, так и экономического характера.
Затяжные санкции
Противостояние России и западных стран может привести к всплеску информационной войны и приобрести идеологический окрас. Конгресс США в декабре принял резолюцию, обязывающую Белый дом расширить вещание в странах, где высокая доля русскоязычного населения. Это все государства Каспия за исключением Ирана. В свою очередь экс-директор агентства ВВС Питер Хоррокс призвал власти Великобритании увеличить финансирование СМИ. В таком случае есть опасность, что прикаспийские страны станут объектами информационной борьбы, а это ничего хорошего им не сулит. Поэтому следует согласиться с российским политологом Сергеем Михеевым, что «нам самим необходимо эту (информационную) картинку формировать и доносить до других регионов».
В случае продолжительных санкций, политические и государственные институты сохранят дееспособность, а значит, Россия сможет дальше влиять на региональную безопасность на Каспии. Пожалуй, это главное, что сегодня необходимо странам региона от России.
Санкции это и опасность, и возможность для РФ. Они обнажили все те проблемы, которые накопились в экономике РФ. Поэтому все зависит от того, как руководство отреагирует на них. Если они ничего не будут делать, то события в России могут привести к реализации «кризисного сценария». Но нельзя не согласиться и с Анатолием Кудриным, который считает, что «окно реформ» закрылось.
Несмотря на то, что РФ оказалась под режимом санкций, у нее еще есть преимущество - не все страны поддержали те меры, которые приняли в США и государства Европы. Следовательно, Россия пока не оказалась в изоляции от внешнего мира. Одним из таких «коридоров выхода» для нее могут стать прикаспийские страны. Режим санкций это возможность для региона перейти на новый этап развития, т.е. открыть новую главу в отношениях.
Самым интересным моментом обещает стать сотрудничество России и Ирана. Обе страны находятся под действием режима санкций. И ничто так не сближает, как общие проблемы. Россия ранее уже заявила о планах перейти в экономических отношениях с Ираном на СВОП операции: «зерно (а позже - товары) в обмен на нефть». Однако США пригрозили РФ новыми санкциями, т.к. иранская нефть оказалась «вне закона». Но Иран, как и Россия, является крупной экономикой. У двух стран имеется большое «нересурсное пространство» для интенсификации сотрудничества.
Кризис
Кризисные явления часто способствуют росту радикализма в обществе. На этой волне к власти могут прийти националисты, или, по крайней мере, их влияние на процесс принятия решений усилится. По сути это победа эмоций над здравым смыслом. Тенденция усиливает рост популизма в политической жизни России, и как следствие вызывает напряженность в отношениях с ее соседями по Каспию.
Экономический кризис в РФ заморозит товарооборот между странами Каспии. В 2014 году торговый оборот между Казахстаном и Россией упал на 19%. Глубокий экономический кризис, может привести к сильному падению показателей. Как и в случае с революционным сценарием, сотрудничество между странами региона может быть отброшено на несколько лет назад.
Самые высокие риски в данном случае находятся в сфере безопасности. Прежде всего, способность России поддерживать стабильность на Каспии снижается. В связи с этим усиливаются негативные тенденции для региона, в том числе опасность «террористического ренессанса». Но все-таки самой чувствительной проблемой, в случае усиления радикалов в политической жизни РФ, могут стать территориальные претензии. Тем более что время от времени, подобные заявления звучат. В таком случае Россия не укрепит стабильность, а сыграет дестабилизирующую роль. Она подорвет атмосферу доверия между странами, а в экономической сфере, снизит инвестиционную привлекательность прикаспийского региона.
Вывод
Как не покажется странно, для прикаспийских стран оптимально, если сохранится нынешняя ситуация вокруг РФ. Во-первых, это связано с тем, что два других сценария генерируют опасность нестабильности. Во-вторых, есть еще сценарий, который включает в себя реформы. Но его не рассматривали. Отметим только, что в случае успешных перемен, позитивные тренды для РФ и прикаспийских стран усиливаются.
Замир Каражанов