Исторический прорыв, эпохальное соглашение, новая страница в отношениях с Ираном - как только не называли тот некий документ, который не имеет на самом деле никакой законной силы, а является фактически лишь предварительным протоколом о намерениях, на прошлой неделе мировые СМИ вроде бы как завершившиеся переговоры в Швейцарии. В них Иран и так называемая ооновская шестерка опять-таки вроде бы добились каких-то договоренностей, и тем самым, по словам самого президента США, почти разрешили иранскую ядерную проблему.
Оставим в стороне некие технические параметры произошедшего, как и ту пустопорожнюю словесную риторику, которая сопровождала все эти десять лет бесконечных переговоров по иранской ядерной программе. Оценим только реальные факты, конкретную суть сложившегося на сегодня положения дел, и попытаемся предвидеть, что за всеми этими историческими соглашениями последует.
Итак, первое и самое главное. Никакого прорыва, никакой исторической цели подобные переговоры не достигли и достигнуть не могли изначально. Говоря без излишней политической патетики, ровным счетом ничего по сути не сделано. Иранская ядерная программа жива-здорова, никто ей помешать извне не в состоянии никакими переговорами, и если такое и произойдет, то не дипломатическим, а исключительно военным путем.
Далее - чего конкретного добились господа переговорщики в Швейцарии? На самом деле нет ведь никакого соглашения, официально оформленного документа с теми или иными обязательствами сторон. То есть того, что обычно уполномочены подписывать главы государств как ключевые гаранты такого процесса. В реалиях же между США и Ираном заключена элементарная сделка - баш на баш.
Что такое сделка, каким образом практически все свои внешнеполитические переговоры именно к этому термину приводят Соединенные Штаты (последнее, что было перед Ираном - это объявление президентом Афганистана того человека, с которым удалось об этом договориться) той же иранской стороне объяснять не надо. Речь идет в данном случае о подковерном сговоре на некие возможные обязательства и размены, которые возьмут на себя обе стороны, чтобы на данном этапе не усугублять итак существующее между ними недоверие.
Разница между официальным соглашением и сделкой очень большая. Так, Соединенные Штаты изначально навязывали Ирану то, что им было наиболее комфортно и выгодно продать собственному общественному мнению. Ирану же предлагали некие возможные коврижки в виде опять-таки вероятного снятия некоторых санкций в обозримом будущем.
Теперь сами посудите, можно ли подобные игры в сделки называть историческим прорывом или новой страницей в отношениях между Соединенными Штатами и Ираном?
Освещение самих переговоров - отдельная история, с которой в последний как минимум год стала просто нормой работы всей западной системы средств массовой информации. Как по заказу все ведущие западные СМИ накануне переговоров в Швейцарии и сразу после их временного завершения задули в одну дуду, что с иранской программой ядерных исследований надолго покончено, и теперь после снятия санкций прежде всего Европа якобы получит невероятный шанс выйти на иранский рынок, а иранские нефть и газ опять-таки якобы беспрепятственно потекут заждавшимся их клиентам.
То, что все подобное - изначально спланированная пустышка и умышленное введение в заблуждение общественного мнения - еще полбеды. Как заявил уже в ходе переговоров в Швейцарии Амир Мотахи, человек, при президенте Ирана Роухани возглавлявший одну из его пресс-служб, и вдруг в самой Лозанне прозревший и попросивший политического убежища и защиты от режима иранских мулл, оказывается, все эти сделочные беседы навязал только один участник переговоров - Госсекретарь США Дж. Керри.
Только он, по словам Мотахи, давил всех подряд, включая своих европейских союзников, чтобы именно сейчас было достигнуто хотя бы какое-то подобие соглашения. Для администрации Б.Обамы это было чрезвычайно важно, чтобы вообще как-то оправдать все эти иранские ядерные сидения. Которые ни к чему по сути дела не привели, а только еще больше усиливали резкую критику администрации Белого Дома, прежде всего в американском Конгрессе.
Помимо всего прочего, Соединенные Штаты активно проталкивали тезис о том, что они якобы уже договорились с Ираном по целому ряду уступок с его стороны, и европейцам, а также России и Китаю только надо будет проштамповать то, что вроде как обговорили с тегеранскими представителями в Швейцарии. На самом деле никаких уступок Иран не сделал, а все дискуссии по поводу числа центрифуг и вывоза ядерного топлива - чистой воды пускание пыли в глаза. На деле же ничего ровным счетом за этим нет и быть не могло.
Еще один сюжет сделки - к 1 июля планируется подписать некий политический итоговый документ между переговаривающимися сторонами, а до этого международные инспектора будут ходить-бродить по иранским ядерным объектам, и все, о чем Соединенные Штаты сговорились с Ираном, тщательным образом проверять. Так вот, этого никакая иранская власть не допустит, и ничего подобного ни ни при каких условиях не произойдет, если, конечно в Тегеране не случится массового политического предательства, во что слабо верится. Но об этом никто из называющих прорывной обстановку после последних ядерных прорывов предпочитает не упоминать.
Это же означает следующее: то, о чем договорились сейчас Иран и США - некий проект сделки, который администрации Белого Дома обязательно надо было предъявить прежде всего американскому общественному мнению. Но тут хотелось бы еще раз напомнить о том, что из себя представляют подобные исторические договоренности и решения, за которыми, как оказывается, практически никогда не бывает реального воплощения.
Не секрет, что президент США Б.Обама до конца своего президентского срока хотел бы добиться неких видимых достижений во внешней политике, за которые его будут долго помнить в народе. Поскольку на внутренней арене вряд ли что-то можно ему будет сдвинуть с места даже самую малость, вся надежда была на внешнюю политику.
По большому счету, и здесь шансы отличиться у хозяина Белого Дома были весьма призрачны, потому как опять-таки все его шаги вне США полностью контролируют республиканцы. А Конгресс в Америке распоряжается самым главным - деньгами, без которых любой указ президента или подписанное - ровным счетом ничего незначащий взмах президентской руки с ручкой для подписи.
Так произошло уже в актом об амнистии около 5 миллионов бездокументных выходцев из Латинской Америки. 31 штат уже отменил на своей территории действие этого документа, а остальные просто его не принимают к сведению, потому как на его выполнение Конгресс не даст ни цента. Аналогичная ситуация с якобы восстановлением отношений с Кубой. Никто и ничего на самом деле не восстановил, посольств как не было в Гаване и Вашингтоне, так и нет, а санкции против Кубы про-прежнему на месте, потому что они принимались Конгрессом, а не президентским указом.
Практически то же самое теперь произойдет и со сделкой вокруг Ирана. Лидеры республиканского большинства Палаты Представителей и Сената уже заявили, что никакой нормализации с Ираном даже в помине не будет, пока тот полностью не свернет свою ядерную программу, не пустит к себе сотни так называемых международных наблюдателей, и пока Израиль и Саудовская Аравия- два главных анти-иранских клиента в плане санкций против Тегерана не заявят о том, что их подобное соглашение их устраивает.
Замечу, что со всей этой переговорной катавасией Соединенные Штаты совершенно четко убедились, что реальных шансов и дальше давить иранское руководство у них нет. Значит, кардинально решить ядерную проблему Ирана можно только силовым путем. А для этого надо по сути дела начинать третью мировую войну, потому как Иран - это не Ливия и не Ирак. И американцам, и израильтянам мало не покажется, если они все же решат свергать тегеранский режим, и тем более - бомбить ядерные объекты на иранской территории.
И еще об одном принципиальном моменте все кричащие на каждом углу о прорыве на иранском направлении словно умышленно позабыли. А именно - Иран несмотря на всяческое выкручивание рук и мощнейшее давление американцев совершенно ни на йоту не изменил свою позицию в поддержку своих главных союзников на Ближнем Востоке и в Передней Азии - в Ираке, Йемене, Сирии, Ливане. Никаких договоренностей по типу уходите оттуда, а мы ваши же пару-тройку миллиардов долларов разморозим в наших банках, не могло быть даже в помине.
Иранцы также явно дали понять, что для них только полное снятия санкций является сутью переговоров, а не желание Б.Обамы и его команды набрать некие внешнеполитические очки в борьбе с республиканским Конгрессом. Поэтому соглашения ради соглашения не будет - и Иран ничего согласительного с американцами не подписывал, сколько бы раз ту сделку, которая сейчас временно заключена, не называли исторической.
Что тоже показательно: Соединенные Штаты вообще не рассматривали и не рассматривают снятие всех санкций с Ирана, потому что его нужно будет постоянно перепроверять, и вести за ненадежными иранцами тщательное наблюдение. На это может уйти 10, а может и 15 лет. Да и то, как считают в Вашингтоне, еще не факт, что и этого времени будет достаточно, чтобы убедиться в искренности иранцев. Разумеется, если до этого в Тегеране не сменится политический режим, а тогда и санкции можно снять. Ведь они уже для вовлечения Ирана в западную команду будут просто не нужны.
И все же: что будет дальше? Сделка, которая была заключена Соединенными Штатами с Ираном требует во-первых, одобрения Конгресса. Во-вторых, реального политического соглашения между двумя сторонами, и в-третьих - жесткого контроля со стороны опять-таки американцев или тех, кому они это поручат за тем, что Иран будет у себя дома делать согласно договоренностям в рамках сделки-сговора.
Логично, что каждый из подобных пунктов настолько проблематичен, что всю сделку превращает в ничего не значащий набор взаимных увещеваний, туманных обещаний и практически нулевой результат как таковой.
Рассуждения насчет того, что Иран, дескать теперь вырвется со своими нефтью-газом на простор речной-морской волны, ничего под собой в реалиях не имеет. Уже обсуждаемые некие газопроводы из Ирана в Турцию и впрыск иранской нефти на мировые рынки, когда цена на черное золото должна будет только по этой причине упасть якобы до 20-25 долларов за баррель - полное невежество и выдача желаемого за действительное.
Любые заигрывания, которые сейчас Соединенные Штаты усилят с Ираном, самими иранцами будут использоваться только для одного - полного снятия с себя санкций. Но тогда у Вашингтона не будет никаких действенных рычагов давления на Тегеран, что для него совершенно неприемлемо.
Учтем, что Конгресс США не только не даст ничего из этой сделки осуществиться на практике, но и потребует от иранской стороны гарантий по свертыванию всей ядерной программы. А с другой на американский Конгресс по своим лоббистским каналам мощно надавят Израиль и Саудовская Аравия. Для них никакого ядерного Ирана не может быть в принципе. И если сделка вдруг по каким-то причинам начнет продвигаться, то ее быстро сорвут либо подковерным путем через Конгресс, либо военной операцией против Ирана.
И в заключении о российской позиции, которая на протяжении всей этой ядерной эпопеи с Ираном была соглашательской, откровенно трусливой и по отношению к иранцам попросту предательской. В том же Совете Безопасности Россия все время поддерживала позицию США, чтобы с ними не ссориться, и тем самым напрямую способствовала тому, что Иран все эти годы гнобили и долбили санкциями. Иранцам не продали ракетные комплексы С-300 исключительно по дружеской просьбе американцев. А в результате потеряли 4 млрд. долларов от несостоявшейся сделки, плюс что важнее - элементарное доверие со стороны Тегерана.
Далее: все эти нелепые антииранские финты по непринятию этой страны в ШОС. Ссылки на какие-то режимы санкций против Ирана - не более чем неуклюжие отмазки потерять свои собственные торговые доходы от американских санкций, если российские компании начали бы нормально торговать с Ираном. А тем временем двусторонний товарооборот между Москвой и Тегераном просто смехотворен для двух таких огромных стран - меньше миллиарда долларов. И фактически ничего для того, чтобы его реальными делами и соглашениями повысить за последние годы сделано не было.
Так что дальнейшая судьба сделки Иран-США полностью зависит от иранской стороны. То, что ему спокойнее жить теперь не станет - нет сомнений. То, что стране будут угрожать теперь не только Соединенные Штаты, но и те, кому нужна полная ликвидация иранской ядерной программы - совершенно очевидный факт. Ну, а в Конгрессе Соединенных Штатов тем временем готовят новый санкционный пакет против Ирана, потому как им можно будет и самих иранцев вновь поставить на место, и заодно администрации президента-демократа нанести серьезный удар в преддверие борьбы за Белый Дом в будущем году, победителем в которой представители республиканской партии видят только своего кандидата.
Автор Юрий Сигов (Вашингтон)