Глава администрации президента Азербайджана Рамиз Мехдиев опубликовал свою книгу под названием «Надир-шах Афшар: дипломатическая переписка», основной целью которой является попытка доказать, что Азербайджанская Республика является правопреемником государства Афшарской династии, а Надир был не шахом Ирана, а шахом Республики Азербайджан.
Мир изменился. До недавнего прошлого большие территории и географическое положение страны были главными причинами агрессии и алчности других стран с целью расширения своих границ и распространения гегемонии и наживы. Но на сегодняшний день, кажется, условия нашествий изменились, и для самоопределения и построения своей идентичности агрессоры посягают на национальное достоинство других стран. Отсутствие достаточного внимания к своему наследию и приспособленчество других наций формируют особый менталитет у народов, страдающих от нищеты культуры и идентичности, позволяющий предполагать, что можно присвоив чужое наследие, создать свою собственную идентичность.
Можно с уверенностью сказать, что попытки Баку присвоить историческое и духовное наследие Ирана, как, например, присвоение династии Сефевидов, Афшаров, великого поэта и философа Низами Гянджеви и т.д., не только не приведет эту страну к политической зрелости, но и поставит ее перед фактом потери собственной идентичности. Ведь Азербайджан не сможет выйти из под взятой на себя ответственности за присвоение наследия страны, всего десятилетия назад господствовавшего над ним.
Очевидно, что история является важной частью идентичности любой нации, но исторические народы, чья политическая география соответствует ее истории, можно сосчитать на пальцах. Если Азербайджан сейчас пытается выискать свою историческую идентичность, то найти ее сможет только присоединившись к своей «родине». Большинство сегодняшних народов региона когда-то являлись частью иранской культуры, и Ноуруз стал точкой столкновения общих претензий. Но вместе с тем, исторический взгляд на политику может привести к застою и напряженности ситуации. Вчерашняя история Ирана не может быть основой для действий в условиях современной географии региона. Но это не значит, что Иран должен спокойно смотреть на разграбление собственного исторического наследия. Реальность в Азербайджане показывает, что отношения этой страны с Ираном связывает история. История, собственную версию которой сегодня пытается создать Азербайджан. Результатом подобного подхода искажения истории со стороны Баку стали проблемы и кризис в отношениях двух стран.
Сформированный в результате присвоения чужой истории «менталитет», стремится создать политические условия, не позволяющие использовать историю в реальности. Результатом подобных действий стала также потеря возможностей, способных при положительном рассмотрении истории, сблизить два народа Ирана и Азербайджана.
Презентация книги «Надир-шах Афшар: дипломатическая переписка» Академией наук Азербайджана в Баку - это посягательство на культурное наследие, частью которого был сам Азербайджан. На самом деле, публикация этой книги показывает, что Баку еще далеко до политической зрелости. По мнению Тегерана, Азербайджан и Иран - это две отдельные страны и две реальности на международной арене. В то время, как Иран имеет богатую историю, длиною в историю человечества, Азербайджан может считаться страной, стремящейся установить свою идентичность, однако это стремление не может быть за счет посягательств на иранское наследие.
В течение короткого срока политической жизни Азербайджана язык являлся самым важным элементом в построении идентичности этой страны. Однако, по азербайджанской версии истории, династия Сефевидов, следующая за ней династия Афшаров, и многие другие символы национального иранского наследия, по мнению азербайджанских националистов, считаются элементами формирования азербайджанской идентичности. Таким образом, Баку пытается, искажая реальность, создать для себя историю. Сочиняя свою историю, Азербайджанская Республика совершенно пренебрегает такими фактами, что Сефевиды хоть и были тюрками, они определяли свою идентичность принадлежностью к шиитскому мазхабу, и действовали в соответствии с иранской культурой и служили величию Ирана. Сефевиды, Афшары, и такие исторические личности, как Шах Исмаил, Шах Аббас, Надир-шах и другие, свои достижения, а самое главное, происхождение связывали не со своей языковой или племенной принадлежностью, а в первую очередь, приверженностью религиозным убеждениям и усилиями вернуть Ирану его былое величие.
Никто не будет отрицать, что Сефевиды, объявив шиизм официальной религией в Иране и распространив его, положили начало единству всех иранцев. На самом деле появление династии Сефевидов - это главный фактор возрождения единого и мощного Ирана на основе шиизма. С этой династии начинается новая история Ирана. Сефевиды и их последователи, династия Афшаров, в течение своего правления имели главной проблемой противостояние с Османами, которые с лингвистической и этнической точки зрения близки с ними.
В любом случае, ни Надир-шах, ни Низами Гянджеви никогда не станут шахом и поэтом Азербайджанской Республики, т.к. эти влиятельные исторические личности глубоко сидят в сознании и сердцах (иранского) народа. Надир-шах и Низами Гянджеви каждый в своей эпохе своими делами и произведениями заняли свое особое место в истории Ирана и останутся в ней.
Посягательство Азербайджанской Республики на культурное и историческое наследие Ирана исходит лишь от бедности культуры Азербайджана и богатства истории Ирана. Похоже, что Иран должен защищать культурное и историческое наследие так же, как защищает географические границы.
Интересно, что после распада Советского Союза и разрушения разделительной стены, Иран стал свидетелем ответа на «вековую ностальгию», видя, как большое количество азербайджанцев перешли через реку Аракс. Баку должен использовать историю как фактор объединения двух народов и их согласия, а не разделения, и найти логический ответ в вопросе перехода через Аракс на сторону Ирана.
Перевод Иден Евстратовой