БИШКЕК - Кыргызские аналитики недавно собрались в Бишкеке, чтобы обсудить представляемую «Исламским государством Ирака и Леванта» (ИГИЛ) угрозу для Центральной Азии. 16 июня состоялось обсуждение на тему «Центральная Азия как один из возможных плацдармов гибридной войны: готовы ли власти к новым вызовам, в том числе угрозам со стороны Талибана и ИГИЛ?». Гибридная война означает сочетание традиционного, нерегулярного и кибер-оружия.
Мнения различались, однако проблема была общей для всех участников.
Участившиеся столкновения между талибами и правительственными войсками в афганских приграничных зонах, прилегающих к Туркменистану и Таджикистану, вызывает обеспокоенность среди ученых Центральной Азии, сказал бишкекский политолог, Марс Сариев.
«Нельзя исключать возможности использования Центральной Азии для осуществления гибридных войн, - сказал он. - Некоторые приемы [террористов], в частности, искусственное разжигание межэтнических ... конфликтов, были уже испровобваны в Центральной Азии».
«Тревожной тенденцией является все возрастающее количество молодых людей, вербующихся в ряды ИГИЛ, - отметил Сариев. - Есть опасения, что к концу года после проведения [наших] парламентских выборов вероятно усиление деятельности ИГИЛ в Кыргызстане».
«ИГИЛ ведет новый тип войны - гибридный» - сказал он.
Готовность к защите Кыргызстана
Тем не менее, кыргызские военные не намерены пассивно позволять нападения боевиков.
Генеральный штаб работает над усилением боевой готовности военных, сказал Ильяс Субанкулов, заместитель начальника Генерального штаба.
«Угроза, исходящая от ИГИЛ, привела к созданию Генштаба, - сказал он. - Мы готовим силы для гибридной войны ... И другие страны Центральной Азии принимают все возможные меры для повышения своей боеготовности».
Хрустальный шар замутнен, предупреждают другие.
«Сложно дать» реалистичную оценку угрозе со стороны ИГИЛ-Талибана, сказал Алыбай Каипов, глава оборонного ведомства парламента.
Между тем, генерал-лейтенант Токон Мамытов, руководитель в органах безопасности, призвал принять международные меры в отношении террористической угрозы, так как ни одна страна Центральной Азии не сможет бороться в одиночку.
«Стандартные военные учения устарели, - сказал он. - В Сирии и в Афганистане уже давно не воюют по этим схемам. Сейчас нужно вводить новейшие типы боевых учений, отвечающие требованиям гибридной войны».
Согласно его оценкам, ИГИЛ насчитывает 100 тыс. членов.
«Такой силе можно противостоять, если уже сейчас наше правительство начнет поднимать духовно-нравственный уровень населения», - сказал он. Он настоятельно призвал к принятию комплексных ответных мер, в том числе введению религиоведения в школе, более высокого уровня образования в области философии государства и созданию стимулов против присоединения к повстанческим движениям.
Правительство рассматривает вопрос усиления безопасности границ после наблюдения недавней вспышки боевых действий в Афганистане около таджикской и туркменской границ, сказал Рыспек Абдысатаров, представитель Совета обороны Кыргызстана.
«Мы усилили профилактическую работу среди населения, - сказал он, добавив, что оргы безопасности применяют новые стратегии, о деталях которых он умолчал. - По нашим данным, сейчас в Сирии воюют 350 граждан Кыргызстана».
«Однако некоторые источники утверждают, что в рядах ИГИЛ состоят 700 кыргызстанцев, - сказал он. - Граждане, вернувшиеся из Сирии, находятся под пристальным контролем правоохранительных органов. Как только собираются достаточные доказательства их участия в боевых действиях, такие граждане ... попадают в места лишения свободы».
«Хорасан», афгано-пакистанское подразделение ИГИЛ, активно действует в Центральной Азии, заявил Александр Зеличенко, директор бишкекского Центральноазиатского центра по наркополитике.
Опасность, которую ИГИЛ создает для Центральной Азии, не имеет обычного военного характера, сказал Зеличенко.
Предотвращение отчаяния и гнева
ИГИЛ нацелено «на людей, которые не могут себя найти в родной стране и разочарованы в жизни, - сказал он. - В стране с низким уровнем жизни и [широко распространенной] религиозной безграмотностью, разочарованные в правительстве граждане - это настоящая бомба замедленного действия».
Кыргызстану необходимо усилить защиту гражданских прав этнических меньшинств, чтобы террористы не могли подстрекать их, сказал он.
Аналитик по вопросам безопасности из Бишкека Джумакадыр Акенеев согласен с другими наблюдателями в том, что кыргызская армия может легко отбить вторжение.
Кыргызстан должен укрепить свою экономику, чтобы ИГИЛ не могло «искушать молодежь деньгами», сказал он. «Нашим конфессиям и официальному духовенству нужно выступить единым фронтом для разъяснения губительной идеологии ИГИЛ».
Субанкулов согласился с этим мнением.
«ИГИЛ - это террористическая организация, прикрывающаяся исламом, - сказал он. - Оно использует людей ... ради денег и ресурсов ... Многие [завербованные из Центральной Азии] хотят вернуться уже после первых дней после приезда, так как в армии ИГИЛ царят жестокие порядки». При невыполнении приказа бойцов расстреливают на месте, - сказал он. - Нашим СМИ необходимо давать населению информацию о смертельной опасности членства в ИГИЛ».
Аскер Султанов