"Исламское движение Узбекистана" влилось в ряды боевиков "Исламского государства". При этом цель ИДУ - свержение режима Ислам а Каримова не изменилась. Как Ташкент оце нивает риски?
Сообщения ряда СМИ (в частности, междунар одного информагентства Фергана) о том, чт о "Исламское движение Узбекистана" (ИДУ) о бъявило о полном переходе в распоряжение "Исламского государства" (ИГ) в качестве е го войска на территории так называемого " велаята Хорасан" не вызвало заметной реак ции в Ташкенте. Ранее террористическая гр уппировка ИГ объявила "велаят Хорасан" об ластью в своем "государстве" на части терр иторий стран Центральной Азии и Ирана, а у становление халифата на этих территориях - одной из своих задач, в том числе пропага ндистских. Сами эти сообщения основаны на видеообращении лидера ИДУ Усмана Гани, в котором тот объявляет о перерастании дви жения в формат государственного формиров ания.
Деньги близко к дому
Как сообщил DW в четверг, 20 августа, информ ированный источник в Узбекистане, официа льных комментариев по этому поводу в Ташк енте нет, хотя информация об этом появила сь в начале августа. "Но ответственные лиц а очень встревожены, поскольку патронаж о беспечит Усману Гази значительные денежн ые поступления. В последнее время его люд ям не хватало средств, для получения тако вых приходилось действовать вдали от зон ы собственных интересов, например, в Сири и. Теперь же за деньгами не надо далеко ез дить. Но их, как понимают силовики, боевик ам придется отрабатывать, причем тоже бли зко от дома", - пояснил источник.
"В течение двух десятилетий именно ИДУ во спринималось правительством Узбекистана как чрезвычайно серьезная опасность. Джу ма Намангани, возглавлявший боевые опера ции ИДУ, считался "врагом номер один" для р еспублики. После его гибели другие лидеры ИДУ воспринимались в Ташкенте как цели дл я ликвидации, а правительство всеми силам и старалось подавить ячейки и влияние ИДУ внутри страны", - напоминает немецкий эксп ерт по Центральной Азии Гюнтер Кнабе (G?nter Knabe).
Видео - не фальшивка?
Немецкий эксперт исходит из того, что вид еопослание Усмана Гази - не фальшивка. И, е сли это так, то, во-первых, это большое при обретение для ИГ. "Во-вторых, это новая опа сность для Ташкента, причем, возможно, сущ ественно большая, чем прежнее ИДУ - оно те перь опирается на гораздо более сильную с труктуру. И это угроза не только для Ташке нта, на захват власти в котором в первую о чередь нацеливалось прежнее ИДУ, но и для соседей. Тем более что ИГ, имея в своем вой ске подготовленных, опытных и знающих мес тные реалии боевиков ИДУ, теперь может и в этом регионе строить более смелые планы", - говорит Гюнтер Кнабе.
Специалист Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Андрей Серенко также у верен в подлинности известия о присяге ли дера ИДУ главе ИГ Абу Бакру аль-Багдади. П о его оценке, это существенный политическ ий шаг. "В том виде, в котором ИДУ подошло к лету 2015 года, а именно в виде набора разро зненных национальных отрядов, рассчитыва ть на свержение светской власти в Узбекис тане оно никак не могло. Принесение прися ги открывает перед ним новые политически е перспективы и цели", - считает он.
"Бренд ИГ уже популярен в Пакистане и Афга нистане и обретает популярность в страна х Центральной Азии. И те группировки, кото рые раньше других используют этот бренд, получат заметные преимущества на "террор истическом рынке". Ряд группировок пакист анских талибов это уже сделали, поэтому р ешение ИДУ вполне укладывается в общую ло гику событий", - рассуждает эксперт.
"Приняв присягу ИГ, оперативники ИДУ смог ут вести более успешную вербовочную рабо ту среди граждан Узбекистана и других стр ан Центральной Азии. Бренд ИГ в регионе, п о моей оценке, еще год-полтора будет набир ать популярность. А ИДУ уже с трудом вербо вало сторонников, поскольку за два десяти летия оно не решило основной декларирова нной задачи - свержения режима в Узбекист ане", - полагает Андрей Серенко.
Презентация в Афганистане
"Когда в мае сторонники ИГ на севере Афган истана встречались с местным населением, они в качестве одной из целей презентовал и экспансию в республики Центральной Ази и, представляющие потенциальную угрозу д ля "велаята Хорасан", - напоминает он. По ег о информации, ИГ сделало очень значительн ые финансовые вливания в руководство "вел аята Хорасан". "Но оно потребует отдачи в в иде конкретного результата. Поэтому угро за ИГ для региона - не мифическая. Не говор я о том, что для самих боевиков ИДУ цель вт оржения в Узбекистан, Туркмению, Таджикис тан никуда не делась", - утверждает Андрей Серенко.
Ташкент новую ситуацию может интерпретир овать так, что теперь его непосредственны м врагом стало ИГ, полагает немецкий спец иалист по Центральной Азии Гюнтер Кнабе. " Учитывая то, что, в отличие от "местечково го" ИДУ, ИГ - это декларированный враг для многих мировых сил, претендующий на всю Ц ентральную Азию, Ташкент может объявить с ебя одним из главных "страдающих" от ИГ в р егионе. Можно ожидать, что он предложит но вые международные форматы совместной бор ьбы с ИГ в регионе, и себя в качестве диспе тчера", - говорит он в интервью DW.
Надежда - на Пакистан
В свою очередь Андрей Серенко не склонен считать, что узбекские силовики станут ра дикально менять стратегию по борьбе с рад икальными исламистами из ИДУ и ИГ. Другое дело, что ее придется дополнять более тес ным взаимодействием с коллегами из Афган истана и Пакистана, от которых зависит, на сколько комфортно боевики из ИДУ и ИГ буд ут себя чувствовать там, на территориях о сновного базирования. "Страны Центрально й Азии, и не только Узбекистан, зависят от успешности стратегии органов безопаснос ти в Афганистане и Пакистане. И уже заметн о, как Ташкент активизировал контакты с И сламабадом", - отмечает эксперт ЦИСА.
По словам источника DW в Узбекистане, его с обеседники в силовых ведомствах утвержда ют, что они в принципе готовы противостоя ть ИДУ и в его новом качестве, а конкретны х дополнительных мер в этом отношении пок а не принималось.
Автор Виталий Волков