CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

caspiania.org

Идеологическое противостояние шиизма и салафизма на Ближнем Востоке

28 октября 2015

В русскоязычной журналистской среде, «специализирующейся» на исламской тематике, модно стало определять события в Сирии, Ираке, Йемене и Бахрейне как шиитско-суннитский конфликт. СМИ регулярно публикуют отчеты о зверствах боевиков «Исламского государства», последствиях саудовских авиаударов или победах их противников из «Хезболлы» или «Ансараллах». Вместе с тем, мало кто знает как идеологически оформлено данное противостояние. Формируя представление о шиизме, суннизме и их течениях и ответвлениях - как в плане акыды (вероубеждения), так и в отношении фикха (религиозно-правовой практики) по Википедии или коротким словарным статьям, подобную информацию получить довольно сложно. Не преследуя в данной работе цели разобрать сущность двух основных исламских течений, мы сосредоточимся исключительно на их взаимной критике, которая становится причиной совершенно конкретных действий, уносящих жизни и вбивающих целые регионы в Средневековье.

Надо сразу отметить, что определение упомянутых конфликтов как именно суннито-шиитского противостояния - не совсем верно. Да, в ряде регионов мира шииты и сунниты, несомненно, находятся в состоянии вооруженной вражды. Это, например, сунниты-пуштуны и шииты-хазарейцы в Афганистане, жестокость противостояния которых усугубилась с появлением на политической арене страны радикального суннитского движения «Талибан» (суфиев ханафитского мазхаба). Однако основная линия противостояния проходит все-таки между наиболее радикальным и наименее аутентичным суннитским течением салафизмом (известным также как ваххабизм) и шиитами разных толков. Последние представлены не только иранскими и иракскими «двунадесятниками»-иснаашаритами (последователями 12 Имамов, самой многочисленной группы шиитов), но и сирийскими алавитами, йеменскими зайдитами или исмаилитами Южной Азии.

Что же говорят салафиты, а в особенности - их ученые и религиозные лидеры о шиитах? Начать здесь следует с основного идеологического столпа современного салафизма - «ученого» 13 века ибн Теймии, который, например, «проповедовал» следующее: «Всякий, кто утверждает, что Аллах не может быть видим в будущем мире (глазами), является кафиром, отвергающим Коран и Аллаха. Он должен покаяться, а иначе его надлежит убить». Об этом ибн Теймия писал в книге Маджмуль-фаттава (том 6, с. 500). А вот, например, из той же работы, но тома 5 (с. 391): «Имам Абу Бакр Мухаммад ибн Исхак Хузайма сказал: всякий, кто не принимает, что Аллах сидит на Троне над семью небесами, является кафиром, и его кровь дозволена. Ему предоставляется время, чтобы он покаялся. Если же не покается, его голова отрубается, и выбрасывается на помойку». Получается, самый, пожалуй, почитаемый современными салафитами ученый прошлого, причислял к неверным, немусульманам, не только шиитов, которые, разумеется, не принимают данное понимание Бога как обычного языческого идола, который, подобно богам политеистических пантеонов «восседает на небе», может быть заметен органами чувств, имеет конкретное место и размер. По логике ибн Таймии, в число кафиров попадает и абсолютное большинство суннитов - все суфии, ашариты, матуридиты и мутазилиты.

Примечательно, что убивать «ученый» готов был и за менее серьезные «преступления», такие, как, например, принятое как в шиитском, так и в суннитском мире следование одному конкретному ученому или мазхабу. В той же «Маджмуль фаттава», томе 22, на с. 249 читаем: «Всякий, кто говорит, что надо следовать одному определенному имаму, а не другим, должен покаяться, а иначе его следует убить!».

Яблоко от яблони, как правило, особо далеко не падает, потому фатвы самого заметного последователя ибн Теймии, автора главного религиозно-идеологического руководства современных ваххабитов, «Книги Единобожия», Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, сторонники которого разрушили шиитские святыни в священных городах Наджаф и Кербелла, вряд ли могут удивлять. Касаемо шиитов, не боящихся критиковать одиозных сподвижников пророка Мухаммада, означенный персонаж говорил, к примеру, следующее: «Тогда, когда вы знаете, сколько аятов Священного Корана ниспослано про сподвижников, и сколько достоверных хадисов пришло про их достоинства - знайте, что тот, кто думает о нечестии и вероотступничестве сподвижников, как всех, так и отдельных, тот кафир».

Еще одна «звезда» среди салафитов, уже 20 века, - критикуемый большинством суннитских ученых-традиционалистов Насируддин Албани, обратил свой гнев против основателя современной Исламской Республики аятоллы Хомейни: «Я ознакомился с пятью высказываниями Хомейни, и могу сказать, что все эти слова- куфр, ширк и полное противоречие аятам Корана и Сунне Пророка. И любой, кто скажет что-то из них, будучи уверенным в этом, он кафир, пусть даже он читает молитву и постится, думая, что он мусульманин». (Книга «Шиа имамия исна ашария фи мизаниль ислам»). Сразу следует пояснить, что кафир в трактовке ибн Абд аль-Ваххаба и Албани - не просто научное или философское определение, а именно тот статус, который, согласно фатве ибн Теймии делает жизнь и имущество его обладателя дозволенными для «истинно верующих».

Более современные «ученые» салафитов в своих исследованиях по большей части не успокоились. Так, недавно умерший муфтий Саудовской Аравии Абд аль-Азиз ибн Баз изрекал: «У шиитов очень много сект, у каждой из которых свои нововведения в религию; но самая опасная из них - рафидитская секта Хомейни, или имамиты, которые взывают к усопшим членам семьи Пророка, и верят в то, что их имамы знают скрытое, и поносят сподвижников». (Маджмуа фатава, том 4, стр. 439). Напомним на секунду, что ибн Баз - это именно тот человек, который в 20 веке вынес эпохальную фатву о том, что солнце вращается вокруг земли, своими знаниями «полностью опровергнув» гелиоцентрическую систему.

Уже в наши дни группа радикальных ваххабитских духовных лидеров Саудовской Аравии и Кувейта издала общую фатву, призывающую к разрушению мечети шиитского Имама Хусейна в городе Кербелла и его сестры сейиды Зейнаб в Дамаске. Впрочем, выпестованные политическими и религиозными элитами Персидского залива (поголовно салафитскими) боевики «Исламского государства» уже начали воплощать фатвы и призывы своих «духовных наставников» в жизнь. Так, саудовский богослов Абдуллах Турки с нескрываемым удовлетворением сообщил о разрушении в Сирии могилы сподвижника пророка Мухаммада Худжра ибн Удейи. Однако это шейху показалось мало, и он вновь призвал «воинов ислама» к разрушению места захоронения сейиды Зейнаб и ее отца - первого шиитского Имама Али.

К этому же ряду можно отнести и знаменитую фатву 38 ваххабитских ученых, обвинявшую шиитов в куфре (неверии) - с теми же, что и было указано выше, последствиями.

В данном контексте достаточно любопытно выглядят взгляды, казалось бы, не салафитского, а умеренного суннитского ученого - шейха Юсуфа аль-Карадави, одного из идеологов «Арабской весны» от религии и самообъявленного врага Ирана и даже России. «Мы полагали, что они являются нашими братьями. Я потратил много лет, говорю вам откровенно, я потратил много лет на то, что призывал к сближению т.н. исламских мазхабов. Однако, в действительности, они являются сектами, а не мазхабами, так как мазхабы обычно имеют разногласия только в вопросах фикха», - сокрушается Карадави. «Они (шииты) хотят истребить Ахлю-Сунну (суннитов - А.Г.), они насмехаются над Ахли-Сунной», - считает он. Интересно, что сущность этого человека была достаточно грамотно препарирована журналистами иранского новостного агентства «Мехр», назвавшими его агентом сионистов и Запада еще в 2008 году. Тогда иранская сторона во имя мира и политкорректности извинилась перед шейхом, однако современные события в Сирии ясно показывают то, что сотрудники «Мехр» были правы. Между тем, определение Карадави как суннитского ученого - весьма условно. Он, подобно салафитам, не признает мазхабы, подобно им негативно высказывается о шиитах и суфиях и разве что в вопросах религиозной практики его фатвы - несколько мягче.

Внимание заслуживает и еще одно откровение шейха Карадави: «Было время, когда я защищал и боролся ради них (шиитов). Призывая поддерживать т.н. «Хизбуллах», я вступил в конфликт с авторитетными учеными Саудовской Аравии. Однако ученые Саудовской Аравии оказались более знающими, чем я». Оказались более знающими эти ученые аккурат во время развертывания сирийского гражданского конфликта. Интересное совпадение - исключительно теологического, разумеется, характера.

Шиитские религиозные авторитеты, в свою очередь, подвергают салафизм критике и даже призывают к борьбе против данного течения. Однако здесь есть ряд важных моментов. Ни один серьезный шиитский лидер не говорил о дозволенности убийства представителей противостоящего течения только потому, что они к нему относятся. Если речь и шла о вооруженной борьбе - то исключительно оборонительной и вынужденной - как это происходит в Ираке или Сирии.

Так, великий аятолла Али Систани, величайший на данный момент представитель Наджафской богословской школы, призвал к борьбе против салафитского «Исламского государства» всех иракцев - суннитов и шиитов. Более того, именно Систани постоянно выступал и выступает за создание правительства национального единства, способного положить конец конфессиональному противостоянию в Ираке.

Другой великий аятолла - Верховный Лидер Исламской Республики Иран Али Хаменеи, комментируя кровавые теракты впоследствии разгромленной салафитской группировки «Джундалла» в городе Захедан, назвал их исполнителей «заблудшими фанатиками». Стоит согласиться, что даже это определение - не такфир, и не выводит мерзавцев из ислама. Однако Хаменеи еще тогда, в 2010 году, на высшем политическом и богословском уровне, публично, сделал попытку проанализировать сущность и глубинные причины распространения радикального салафизма. По его мнению, вдохновителями данных движений являются Израиль, США и их союзники.

Фатву с призывом начать джихад против салафитов из «Исламского государства» издал иранский аятолла Макарем Ширази. Однако причинами столь решительного призыва вновь являются, исходя из слов факиха, угроза территориальной целостности Ирака и опасность для шиитских святынь страны, с которыми, как мы помним из информации, приведенной выше, бойцы ИГ не планировали поступать толерантно. В том же документе аятолла призвал к помощи Ираку не только шиитов, но и суннитские государства, отметив, что угроза «халифата» - общая для всех мусульман.

Что касается непосредственно трактовки ваххабизма, то ее очень обстоятельно дал кувейтский шиитский ученый Ясир аль-Хабиб, проживающий в Великобритании. По его мнению, «Ваххабизм - идеология криминала и насилия, основанная три века назад психически нездоровым человеком. Основная теория этого течения - что мусульмане, которые совершают таввасуль к Избранникам Аллаха (т.е. шиитским Имамам, суфийским шейхам и т.д. - А.Е.) и посещают их могилы, - неверные и многобожники. Таким образом, наложение ареста на их имущество, жизнь и женщин, допустимо, как и против других неверных, они законны и допустимы». Вряд ли можно сказать о ваххабитской практике точнее.

Таким образом, если сравнить взаимные идеологические выпады шиитов и салафитов, в глаза сразу бросается их несопоставимый уровень. Если в первом случае речь идет о попытке разобраться в сущности вопроса, найти причины появления противостоящей идеологии и вооруженная борьба разрешается лишь в случае крайней степени опасности ее последователей, то во втором имеют место призывы к массовым убийствам, геноциду, разрушению святынь только за то, что их прихожане не согласны с салафитской трактовкой ислама. К сожалению, от слов, заявлений и фатв ваххабиты быстро переходят к делу, заливая Ближний Восток и смежные регионы кровью. Тому свидетельства - сирийский и иракский конфликты, саудовская агрессия в Йемене, теракты в Иране, фактически независимое функционирование Западной провинции в Пакистане. Впрочем, все это дискредитирует данную идеологию, дает ей все меньше думающих последователей, а перед лицом формирующейся коалиции шиитов и суннитов-традиционалистов, шансы «Исламского государства» и других салафитских группировок устоять становятся все меньше - даже, несмотря на поддержку аравийских монархий и внерегиональных игроков. Как выразился иранский шиитский ученый Алламе Али Курани, ««данный образ мыслей в ближайшее время приведет к гибели этого течения». Возможно, что уже вскоре идеологически и организационно салафизм подойдет к своему логичному концу, либо серьезно ослабнет, лишившись множества последователей. Впрочем, его всегда можно спасти, возродить и даже воскресить из пепла, как это было сделано несколько раз - в эпоху Мухаммада ибн абд Аль-Ваххаба, когда, казалось бы, агрессивный бред ибн Теймии был благополучно забыт; в начале 20 столетия, когда традиционно-суннитская, ханафитская Османская империя считала, что контролировала территорию нынешней Саудовской Аравии и во второй половине того же века, когда, светский национализм в арабском мире вроде бы оттеснил на второй план религию. Как показывает опыт трех упомянутых этапов, рецепты неприлично долгого бессмертия простой, жестокой и явно не аутентичной идеологии салафизма - вовсе не в местах ее возникновения.

Антон Евстратов

caspiania.org

Предыдущая статьяЧто ищет Япония в Средней Азии?
Следующая статьяКиргизские депутаты присягнут родине