Политолог Максим Казначеев рассказал в комментарии корреспонденту ИА REGNUM, на что стоит обратить внимание в объемном послании казахстанского президента народу. В части внутренней политики проблемные вопросы носят в основном экономический характер и нуждаются в переоценке предыдущих достижений, считает эксперт, а внешнеполитическая обстановка испытывает на состоятельность принципы многовекторности.
«Послание президента народу Казахстана, как и ожидалось, было сфокусировано на антикризисной проблематике. Президент в очередной раз обозначил круг социально-экономических рисков, степень «проседания» доходной части бюджета, сложности с выполнением социальных обязательств. Кризис в казахстанской экономике обозначен как часть глобальных негативных трендов, что позволило обойти в послании такую неприятную часть как ответственность самой Астаны за просчеты в экономической политике», - отметил эксперт.
Как позитивный момент политолог отметил «месседж об изменении приоритетов экономической политики - в сторону большей реалистичности и обоснованности».
«Власти не могут отказаться от ранее озвученных приоритетов развития одномоментно и без риска для собственного имиджа. Объективным плюсом содержательной части послания следует признать более трезвую оценку экономических возможностей и кадрового потенциала страны. В частности, было дано поручение правительству провести полную ревизию всех бюджетных программ. Однако публичного признания нереалистичности экономических инициатив прошлых посланий так и не произошло - что несет риски рецидива гигантомании и прожектерства в будущем», - считает Казначеев.
Также он считает, что стоит более трезво воспринимать возможности транспортной инфраструктуры и транзита для экономики страны: «Развитие инфраструктурных проектов, наряду с проблематикой поиска инвестиций, выступает в качестве стержня выступления, при том, что подобные проекты сами по себе имеют лишь стимулирующее значение для экономики любой страны. Неявным лейтмотивом предлагаемой инфраструктурной революции предполагается стремление соседних стран использовать географическое расположение Казахстана в более коротком транзите грузов между Востоком и Западом, Севером и Югом - что далеко не очевидно. Появление новых транспортных маршрутов, безусловно, увеличит внимание к Казахстану как потенциально транзитной стране. Однако успешность транзита зависит от стабильности на всем его маршруте, а не только в Казахстане, а также от заинтересованности в маршруте всех транзитных стран. А потому неоправданный оптимизм относительно роли транспортной инфраструктуры как локомотива экономического развития недопустим».
Что касается отражения внешнеполитической обстановки в послании, то оно говорит о моменте неопределенности, полагает политолог.
«Складывающаяся внешнеполитическая и внешнеэкономическая обстановка содержит большой элемент неопределенности для дальнейшего развития. Нурсултан Назарбаев в таких ситуациях предпочитает занимать выжидательную позицию. Слишком явное обозначение своих внешнеполитических предпочтений и экономических приоритетов несет риски конфронтации с тем или иным геополитическим центром силы. Более того, дальнейшее обострение международной обстановки может привести к кризису казахстанскую модель многовекторного внешнеполитического курса. Потому и в рамках нынешнего послания была зафиксирована приверженность Казахстана предоставлять посреднические дипломатические услуги - в том числе, и в рамках разворачивающегося российско-турецкого кризиса», - пояснил Максим Казначеев.
Неопределенность касается и ответов на вызовы, стоящие перед страной, говорит политолог: «Содержание выступления президента подтверждает вывод о том, что казахстанские власти находятся в ситуации выбора нового вектора экономического развития, равно как и дополнительных ресурсов для этого развития. Однако сложность стоящих экономических вызовов пока не позволяет выработать некоего целостного и системного ответа».
Напомним, ежегодное послание казахстанского лидера было озвучено сегодня, 30 ноября.