Ислам Каримов потребовал у Сената взять под контроль деятельность прокуратуры и МВД
7«Нельзя считать нормальным положение, что в Узбекистане до настоящего времени нет закона, регулирующего деятельность органов внутренних дел и органов правопорядка. Необходимо уточнить и внести поправки в их статус, формы и методы работы, в первую очередь по обеспечению верховенства закона, надежной защиты прав и свобод граждан», - заявил президент Ислам Каримов 5 декабря на торжественном заседании в Ташкенте, посвященном 23-й годовщине принятия Конституции Узбекистана.
В своем выступлении Ислам Каримов с удовлетворением отметил, что по результатам исследования «Индекс законопорядка», проведенного в 2015 году Институтом Гэллапа (США), Узбекистан занял второе место в рейтинге среди 141 страны мира. Но при этом решился признать, что в стране нередко встречаются факты несоблюдения или грубого нарушения на практике норм и положений действующего законодательства, принципа справедливости, а также халатного отношения правоохранительных и контролирующих органов к своим обязанностям, что приводит к противоправным действиям. По словам президента Узбекистана, из поступивших в 2015 году более 500 жалоб граждан на действия должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов каждая пятая жалоба касалась неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел. А из общего числа обращений, поступивших в органы юстиции по «телефонам доверия», было в итоге удовлетворено 96. «О чем говорят эти данные? О том, что у людей были все основания быть недовольными решениями тех или иных государственных органов», - резюмировал Каримов. Он рассказал, что в своих обращениях граждане жалуются на принятие правоохранительными органами незаконных решений и грубые нарушения процессуального законодательства при проведении следственных действий. Несмотря на целый ряд принятых законодательных актов о недопущении проведения необоснованных проверок предпринимателей, такие проверки и другие нарушения со стороны контролирующих органов по-прежнему имеют место.
В связи с этим Ислам Каримов обратил внимание и на деятельность надзорных органов, задавшись вопросом: насколько эффективно Генеральная прокуратура выполняет возложенные на нее Конституцией функции по надзору за точным и единообразным исполнением законов на территории Республики Узбекистан»? По официальным данным, озвученным президентом, только за девять месяцев 2015 года в отношении сотрудников прокуратуры в Генпрокуратуру Узбекистана поступило 426 жалоб от граждан, после чего к дисциплинарной ответственности были привлечены 45 сотрудников, от занимаемой должности освобождены 22 и еще 33 уволены из органов прокуратуры. Непосредственно на этом же заседании 5 декабря Ислам Каримов поручил сенату олий мажлиса -верхней палате парламента Узбекистана - в короткие сроки рассмотреть вопросы по усилению контроля и законности деятельности прокуратуры, а также заявил о необходимости уточнить и внести поправки в статус правоохранительных органов, регулирующие формы и методы их работы с целью неукоснительного обеспечения верховенства закона и надежной защиты прав и свобод граждан страны.
«В Конституции Узбекистана четко определено, что наша главная цель - построить не только демократическое правовое государство, но и справедливое общество. Наш народ может вынести любые трудности, но терпеть несправедливость не будет», - процитировало ключевое политическое высказывание Ислама Каримова по этому поводу ташкентское издание Газета.Уз. Зарубежные СМИ заметили, что это практически первый случай, когда в своих публичных заявлениях президент Каримов критически отозвался о деятельности МВД и прокуратуры. При этом осталось неясным, идет ли речь о скором принятии государственного закона, недвусмысленно регламентирующего статус и формы работы правоохранительных органов. Неправительственные наблюдатели отмечают, что с октября 1991 года деятельность органов правопорядка определяется лишь Положением о Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан и рядом других подзаконных актов.
Как утверждает узбекский политолог в эмиграции Ташпулат Юлдашев, законопроект «Об органах внутренних дел Республики Узбекистан» был разработан еще в конце 2012 года - спустя 20 лет после принятия Конституции страны. Распоряжением президента Каримова тогда была образована комиссия по подготовке нормативно-правовых актов в сфере совершенствования судебно-правовой системы, на которую была возложена и разработка законопроекта «Об органах внутренних дел». Проект был подготовлен экспертной группой, проработан с заинтересованными министерствами и ведомствами, одобрен комиссией и внесен в установленном порядке в Кабинет министров и парламент Узбекистана. С тех пор, по словам Юлдашева, попытки правозащитников и журналистов достать копию этого проекта или хотя бы ознакомиться с его фрагментами оказывались безуспешными: документу был придан статус секретного. По утверждениям политолога в эмиграции, эффективность деятельности правоохранительных органов Узбекистана до сих пор определяется количеством возбужденных уголовных дел. Правоприменительные органы реализуют принцип презумпции виновности в уголовно-процессуальной и судебной практике, особенно в отношении обвиняемых по политическим и религиозным мотивам. «Выполняя политический заказ, они даже не стремятся придать сфабрикованным обвинениям правдоподобный вид, продолжают судить жертв без соблюдения процессуальных процедур и законодательства, порой без единого доказанного эпизода». Утверждения Юлдашева подтверждаются сообщениями и докладами международных правозащитных организаций. Другой политический эмигрант, председатель зарегистрированного в Швеции Общества Центральная Азия Пулат Ахунов в комментарии информагентству Fergananewes высказал предположение, что в ближайшем окружении президента Каримова могли появиться люди, осознающие риск бесконтрольного поведения правоохранительных органов в нынешней сложной экономической и геополитической ситуации. «Мне кажется, что у определенной части людей, отвечающих за управление страной, появилось беспокойство за функционирование системы правопорядка и рост числа представителей силовых структур в органах власти на всех уровнях», - сказал Ахунов. По его мнению, если закон об органах правопорядка в Узбекистане все-таки будет в ближайшее время принят, вряд ли он заработает по-настоящему. «Но здесь есть особенный момент: само обсуждение этого вопроса привлечет внимание общественности к деятельности правоохранительных органов, и после принятия закона у граждан появится возможность апеллировать к различным его статьям в случаях превышения правоохранителями своих полномочий», - уточнил собеседник агентства. Это тоже редкий случай, когда оппозиционный политик высказался в поддержку заявлений президента Ислама Каримова.
Нигора Юлдашева, Ташкент