В уходящем году Центральная Азия не была в центре общественного внимания, однако этот огромный регион остается сосредоточением множества болевых точек. Итоги и прогнозы для «Русской планеты» представляет экономист, эксперт Российского совета по международным делам Никита Мендкович.
- С какими итогами подходит Центральная Азия к Новому году?
- 2015 год в Центральной Азии был отмечен постепенным усилением политического присутствия России. Это связано с комплексом из трех факторов.
Первый из них - активизация сотрудничества по линии ОДКБ в рамках подготовки отражения атак экстремистов с территории Афганистана. После завершения вывода войск Международных сил содействия безопасности (возглавляемый НАТО международный воинский контингент. - РП) из Афганистана в 2014 году и фактического самоустранения Североатлантического альянса от борьбы с террористами в регионе существенно выросла угроза атак экстремистов против постсоветской Центральной Азии. В течение последних двух лет было зафиксировано множество атак приграничной зоны Таджикистана и Афганистана, включая случаи убийства и захвата пограничников.
В мае после существенного укрепления позиций экстремистов в Кундузе и Бадахшане, граничащих с Таджикистаном, данная угроза достигла пика, что обусловило рост интенсивности сотрудничества по линии ОДКБ, включая военные учения в обстановке, приближенной к боевой, технический обмен, обучение специалистов союзных государств.
На текущий момент большинство экспертов склоняются к тому, что коллективные силы ОДКБ готовы к отражению внезапных вылазок боевиков через границу Таджикистана. Также Россия и ОДКБ пытаются наладить сотрудничество против общих угроз с Туркменистаном и Узбекистаном, покинувшим Организацию несколько лет назад из-за политических разногласий с остальными государствами. К сожалению, сотрудничество с этими странами ограничено неофициальным информационным обменом, а их фактическая готовность к отражению вылазок боевиков с афганской территории неясна.
Отдельно следует отметить амбиции Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), к которой присоединились Индия и Пакистан. Это позволяет организации стать переговорной площадкой между двумя странами, в том числе по вопросу «афганской нейтралитета». Достижение согласия по этой проблеме упростило бы ситуацию в самом Афганистане, которую дестабилизирует поддержка спецслужбами Пакистана движения «Талибан».
- Какую роль играет в укреплении позиций России в регионе деятельность Евразийского Экономического Союза, предполагающего более глубокую интеграцию, чем Таможенный Союз, и присоединение к нему Кыргызстана?
- В перспективе обсуждается возможность вступления в Союз Таджикистана, а также заключение соглашения о свободной торговле с Узбекистаном. Рамочное соглашение ЕАЭС уже подписано с Вьетнамом, а заключение подобных договоров с Индией, Израилем и рядом других стран запланировано на ближайшие годы.
Яна Амелина