CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Все больше женщин Таджикистана становятся жертвами лживых обещаний боевиков

16 марта 2016

ДУШАНБЕ -- Таджикские суды начали уголовно преследовать женщин за совершение экстремистских преступлений.

Эта тенденция вызывает беспокойство в стране, не привыкшей видеть женщин, участвующих в актах насилия.

В конце февраля суды Таджикистана впервые осудили четырех женщин за преступления террористического характера.

Первый обвинительный приговор был вынесен 24 февраля в Душанбе. Зарина Сардорова была приговорена к 13 годам лишения свободы за ведение боевых действий в рядах боевиков в Сирии.

Это был первый судебный процесс, когда-либо проведенный в Таджикистане над женщиной, которая отправилась воевать за границу.

Поскольку Сардорова не выразила раскаяния, помилование правительства ей не было даровано.

Суд установил, что в 2015 году Сардорова провела восемь месяцев в Сирии. Она вернулась в Таджикистан в октябре прошлого года после того, как в Сирии была запущена кампания по воздушной бомбардировке повстанцев. Об этом «Средней Азии в Интернете» рассказал судья из г. Душанбе Джурабек Ширинзода.

«Она создала аккаунт в [социальной сети] "Одноклассники" под именем Парвина Аминова и вербовала граждан [Таджикистана]», - отметил Ширинзода.

Слушания по делам остальных трех женщин состоялись 25 февраля. В этот день Кубадиянский районный суд в Хатлонской области приговорил Адолат, Дилафруз и Олмахон Щербаковых к шести годам тюремного заключения каждую. Женщины были пойманы на кыргызско-таджикской границе 25 сентября прошлого года, когда они пытались перевезти своих детей в Сирию.

Трагедия и сожаления

По данным Министерства внутренних дел (МВД), большинство таджикских женщин, которые отправляются в зоны военных действий, оказываются там в составе своих семей. .

«Крайне редко, когда женщина самовольно едет в Сирию, - сказал в интервью «Средней Азии в Интернете» полковник МВД на условиях анонимности. - В основном, их вербуют мужья».

Более 200 женщин и девушек из Таджикистана находятся в рядах «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ), отметил полковник.

Их ждет печальная участь, сказал он.

«Самое ужасное, что ни один новый воин в рядах ИГИЛ долго не проживает - максимум полгода, а то бывает и месяц - отметил он. - Несовершеннолетних детей, если мальчик, отправляют в тренировочный лагерь, а девочек постарше, уже с девяти лет могут выдавать замуж».

«Женщин же, после 40 дней траура [павшего] мужа, выдают замуж насильно, - сказал полковник. - За год бывает, женщина выходит замуж более пяти раз».

«Средней Азии в Интернете» через социальную сеть «Одноклассники» удалось установить контакт с 25-летней девушкой, уроженкой Таджикистана, в Сирии, которая назвалась Оишей.

Оиша отправилась в Сирию вместе с мужем в июне прошлого года, однако теперь говорит, что «не может выбраться из этого ада».

«У нас была скромная жизнь в столице, - рассказала она «Средней Азии в Интернете». - Мне хотелось жить лучше. Когда мой супруг предложил мне поехать на заработки, я даже не задумывалась, сразу согласилась».

«Я и предположить не могла, что работу он нашел в Сирии», - сказала Оиша.

Ее муж присоединился к повстанцам, однако война разрушила ее надежды на благополучную семейную жизнь, говорит она.

«Мне донесли весть о его смерти месяц назад, - сказала Оиша. - [Другие боевики] меня уже предупредили подготовиться, так как по истечению траура меня должны выдать замуж».

По ее словам, она потеряла всякую надежду на то, что таджикские власти смогут вызволить ее из Сирии.

«Если кто-либо из ИГИЛ найдет и вычислит, что я пытаюсь сбежать, то тогда меня и вовсе будут продавать публично, либо будет ждать смертная казнь», - сказала Оиша.

История возвратившейся

Одной из немногих женщин, чудом сбежавших из Сирии, является 30-летняя Джамолби Хамидова. Ее муж был убит несколько месяцев спустя после того, как они отправились в Сирию летом 2014 года.

«Мы работали [за границей], но оплата была небольшая, - отметила она в интервью «Средней Азии в Интернете». - Мой супруг сказал мне, что нашел высокооплачиваемую работу в Стамбуле... Он уехал, а за ним уехала и я».

Ее муж обманом заманил ее в Сирию, сказала Хамидова. Боевики разделили новичков на группы по полу и национальному происхождению, добавила она.

«Там, где были женщины, кругом только горы и пустыни, - говорит Хамидова. - С нами обращались очень грубо, нам было запрещено... появляться без паранджи. За это могли и избить».

«Спустя несколько месяцев мне привезли фотографию убитого мужа, - рассказала она. - Я так была измучена, что даже не могла плакать... Через некоторое время меня выдали замуж за дагестанца».

Не в силах больше терпеть издевательства, она и несколько женщин из Турции и Чечни бежали в середине 2015 года.

«Мы нашли таксиста, который за определенную оплату довез нас до границы с Турцией, - сказала она. - Потом мы добрались на автобусе до Стамбула, очень рисковали, но выхода не было».

Хамидова добралась до Таджикистана в июне прошлого года и сейчас живет со своими родителями в Душанбе.

«Боялась, что меня арестуют в аэропорту, но после допроса меня отпустили», - отметила она.

Новые жертвы

Отток радикально настроенных женщин все же продолжает расти.

В начале февраля со своими четырьмя детьми в Сирию отправилась Хумайро Мирова - вторая жена самого известного таджикского перебежчика на сторону ИГИЛ.

Ее муж - Гулмурод Халимов, бывший командир ОМОНа МВД, который исчез в апреле прошлого года и через месяц объявился в Сирии.

Мирова была видным деятелем на своем собственном поприще. Она работала в пресс-службе МВД, а затем в таможенной службе.

Мать Хумайро, Рисолат Ашурова рассказала «Средней Азии в Интернете», что ее дочь держала свои намерения в тайне в те смутные месяцы после того, как ее муж объявился в Сирии.

«Она приехала ко мне и сказала, что собирается с детьми в санаторий, - рассказала мать. - Я ... не стала спрашивать».

По словам эксперта по вопросам безопасности из Душанбе Абдукарима Рустамова, ИГИЛ всеми силами пытается найти больше женщин, чтобы пополнить свои ряды.

«Помимо сексуальной эксплуатации в ИГИЛ нужны помощницы-медсестры, прачки, повара и так далее, - отметил эксперт. - Похоже, что приоритетом для них сейчас является сексуальное рабство и обслуживание раненых».

«Приезжих бойцов становится меньше, и ИГИЛ надо максимально сохранять тех, кто есть», - добавил Рустамов.

Надин Бахром

inozpress.kg

Предыдущая статьяТегеранский визит Алиева: ИРИ наращивает влияние в регионе
Следующая статьяТАПИ все дальше... Аркадагу грозит неполучение миллиардов газовых долларов. А все - из-за "Талибана" и ДАИШ!