CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Как стать следующим президентом в Центральной Азии

30 марта 2016

В регионе с авторитарными лидерами, наход ящимися долгое время у власти, рано или по здно возникает вопрос о том, кто же придет к власти следующим. Однако в четырех из пя ти стран Центральной Азии система настол ько непрозрачна, что делать какие-либо пр едположенияочень сложно.

Еще в начале 2016 года ничего не предвещало того, что в странах Центральной Азии буду т проводиться какие-либо выборы. Однако у же в конце января в Казахстане выдвинули инициативу проведения досрочных парламе нтских выборов. Таджикистан и Туркменист ан также запланировали проведение рефере ндумов по внесению изменений в Конституц ию, позволяющие нынешним лидерам остават ься у власти на неопределенные сроки.

Некоторые увидели в этом еще один признак того, что смена лидеров в странах Централ ьной Азии уже не за горами. В течение мног их лет идут разговоры о том, кто же всё-так и придет к власти следующим. Однако в четы рех из пяти стран региона ? Туркменистан е, Казахстане, Узбекистане и Таджикистане ? системы настолько непрозрачны, что выдв инуть какие-либо предположения довольно сложно.

Туркменская редакция Азаттыка на прошлой неделе провела круглый стол, посвященный не столько тому, кто конкретно может оказ аться у руля власти в странах Центральной Азии, сколько о том, как заполучить презид ентское кресло и какие для этого могут по надобиться союзники, какого политическог о курса нужно будет придерживаться, чтобы завоевать поддержку населения и легитимн ость. Дискуссию вел директор Туркменской редакции Азаттыка Мухаммад Тахир.

РАЗЛИЧНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Почти 25 лет прошло с тех пор, как пять госу дарств Центральной Азии обрели независим ость. Ныне эти страны заметно обособились друг от друга, поэтому и процесс транзита власти в каждой стране будет особым.

В Казахстане и Узбекистане президенты бе ссменно находятся у руля власти еще со вр емен распада СССР в 1991 году. Президенту Ка захстана Нурсултану Назарбаеву в июле ис полнится 76 лет, а президенту Исламу Карим ову в конце января исполнилось 78 лет.

Быть вторым президентом в этих странах бу дет непросто. Но и забраться так высоко бе з серьёзной поддержки невозможно.

Рейд Стендиш, вашингтонский журналист, пи шущий на темы внешней политики, считает, ч то для Казахстана, как страны, экспортиру ющей нефть, предпочтительно, чтобы следую щим президентом стал представитель бизне с-элиты. При этом желательно, чтобы этот н екто стал незаменимым.

В Узбекистане же, по его мнению, расстанов ка сил совсем другая:

- Если вы присмотритесь к Узбекистану, бол ьшая часть денег и власти генерируется вн утри страны, так что ... службы безопасност и будут, вероятно, играть гораздо б?льшую роль в Узбекистане в сценарии преемствен ности [и] возможно, будут как раз теми, кто возьмет бразды правления.

В нынешних условиях представители элиты почти наверняка выступят в качестве ?серы х кардиналов? в политике, когда нужно буде т определяться со следующими центральноа зиатскими руководителями, считает автор книги ?Импорт демократии: Роль НПО в Южной Африке, Таджикистане и Аргентине? Джули Ф ишер Мелтон из Вашингтона.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбае в на избирательном участке во время досро чных выборов в мажилис. Астана, 20 марта 2016 года.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбае в на избирательном участке во время досро чных выборов в мажилис. Астана, 20 марта 2016 года.

? Волеизъявление элиты окажет по большом у счету лишь очень временный эффект на ле гитимность. В долгосрочной перспективе г ражданское общество является надеждой дл я институционализации с самого низа. Без институционализации снизу, изменения нав ерху будут продолжать происходить, но на самом деле всё придёт к тому, что никаких изменений вообще не будет, - считает Джули Фишер Мелтон.

ФАКТОР ИСЛАМА

Лидеры Казахстана, Узбекистана и Таджики стана пользуются легитимностью, которая в значительной степени проистекает из дл ительного срока пребывания во власти. По словам Стендиша, Каримов и Назарбаев могу т называть себя ?отцами своих народов?, а п резидент Таджикистана Эмомали Рахмон, на ходящийся у власти с 1992 года, ? играть на с воем имидже ?основоположника мира? за его роль в прекращении гражданской войны 1992? 1997 годов в Таджикистане. Такая легитимнос ть, очевидно, не перейдет к тому, кто приде т сразу после них.

По мнению участника дискуссии, экс-советн ика президента Кыргызстана Эдиля Байсало ва, ныне одного из ведущих политологов в с тране, смена поколений в Кыргызстане ощущ ается уже сейчас.

? На данный момент самым популярным челов еком в Кыргызстане является один из пропо ведников ? он называет себя ?шейхом?. Нево зможно представить, чтобы какой-либо поли тик или любая другая личность, имела бы ст оль большую аудиторию ... его еженедельные видео смотрят сотни тысяч в Кыргызстане, - говорит он.

На протяжении многих веков ислам был в Це нтральной Азии частью политики. Несмотря на усилия президентов региона ослабить в лияние религии, ислам вновь будет играть большую роль в политике региона.

Поддержка верующих может помочь продвину ть кого-то на высокопоставленный пост. Но такой подход здесь всегда был рискованны м делом, в частности для лидеров, которые не являются столь уж религиозными.

ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

Эдиль Байсалов упоминает еще один решающ ий фактор в передаче власти в Центральной Азии ? Кремль.

? Россия позаботится о том, чтобы она игра ла определенную роль. Они могут не дать оф ициального признания, они могут пытаться чинить препятствия, они могут попытаться предоставить некоторые гарантии, наприме р, если возникнет какая-то ситуация в сфер е безопасности. Самым важным источником п ризнания, поддержки и легитимности будет Москва, - говорит Байсалов.

В самом деле, трудно себе представить, что бы Кремль воздержался от вмешательства, е сли бы в одной из стран Центральной Азии п оявился прозападный либо прокитайский, и ли происламский лидер. Признание интерес ов России в регионе является почти обязат ельным условием для прихода к власти.

Участники дискуссии обсудили также, наск олько по-разному осуществлялась передача власти в Центральной Азии в прошлом. Пере дача власти в Туркменистане в декабре 2006 года после смерти первого президента Сап армурата Ниязова прошла гладко, но соверш енно непрозрачно. В Кыргызстане же произо шли две революции (2005 и 2010 год), результато м которых было свержение президентов.

Первые два президента Таджикистана (Рахм он Набиев и Акбаршо Искандаров) были по су ществу отстранены от власти в 1992 году с на чалом гражданской войны в стране.

Брюс ПАННИЕР и Алиса ВАЛЬСАМАКИ

inozpress.kg

Предыдущая статьяИмена Центральной Азии. Ахмад Шах Масуд
Следующая статьяГенерал Бабаджан: Противостояние сторонников Дустума и Нура выгодно их общим врагам