После июньского нападения экстремистов на оружейные магазины и воинскую часть в Актобе, в результате чего погибли 17 мирных граждан и военнослужащих, пошатнулся главный брэнд Казахстана, как страны мира и стабильности. В республике был установлен желтый уровень террористической опасности.
Несмотря на то, что по сообщениям правоохранительных органов, все преступники были ликвидированы, спустя почти месяц после терактов в Актобе, эксперты так и не пришли к единому мнению о том, кто стоит за организацией этих терактов. Также возможно, что они были вызваны внутренними проблемами, среди которых и земельный вопрос, и вопрос внутриэлитных разборок перед грядущими президентскими выборами.
Политолог Досым Сапаев считает, что в стране есть все предпосылки для религиозного экстремизма. Прежде всего, это социальная почва, а именно высокий уровень безработицы, который вынуждает молодых людей из маргинальных слоев населения искать варианты выживания. Именно это и может вывести их на религиозные секты, которые имеют хорошо отлаженную систему пропаганды экстремистских идей и, кроме того, постоянно эволюционируют.
Арат Нарманбетов, полковник КНБ в отставке, полагает, что силовые органы Казахстана не успевают за стремительной эволюцией экстремистских сект и групп, так как последние постоянно меняют методы работы.
Тем временем, 26 июня Комитет национальной безопасности Республики Казахстан пресек очередную попытку террористического акта в Карагандинской области - городе Балхаше и населенном пункте Гульшат.
По информации КНБ экстремисты планировали теракты с применением взрывных устройств. Один из террористов произвел самоподрыв и от полученных ран скончался. Других жертв и пострадавших нет.
Ботагоз Сейдахметова, радиоредактор IWPR в Казахстане.
06.07.16