CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Афганская подсказка

17 ноября 2016

Бизнес Бельгии и Люксембурга, еще с начала 1920-х объединенных в таможенно-экономический союз (БЛЭС), будет и впредь развивать торговые, инвестиционные и научно-технические связи с РФ. В том числе через страны, не участвующие в обмене санкциями.

Более того, БЛЭС готов поделиться с ЕАЭС опытом своего становления и решения спорных вопросов. Столь симптоматичные оценки прозвучали на состоявшемся в Москве форуме «Бельгия, Люксембург - Евразийский экономический союз».

Нарвавшись на ответные меры со стороны Москвы, Запад теряет от своей санкционной политики гораздо больше. В частности, совокупный экономический ущерб БЛЭС от обмена запретами измеряется многими миллиардами евро.

Форум был организован при участии «Бельгийско-Люксембургской торговой палаты в России» (БЛТПР), созданной еще в начале 1974-го для налаживания товарообмена с Советским Союзом. Она остается стратегическим мостом экономического взаимодействия с РФ, а теперь и с другими странами ЕАЭС, СНГ.

Опыт обхода санкций палата наработала в 1980-1985 годах, когда Советский Союз попал под западное эмбарго из-за кампании в Афганистане. Торговые связи продолжались, в частности, через нейтральные страны Европы, через голландские острова-автономии (существующие и поныне) в Карибском регионе.

БЛЭС действует с 1922 года, это первый таможенно-экономический блок на территории нынешнего Евросоюза. Неудивительно, что при формировании ЕЭС был использован опыт создания и работы БЛЭС.

И он не распускается. Да, Люксембург с Бельгией - в составе Евросоюза, но, по мнению ряда деятелей и экспертов этих стран, в руководстве наднациональных структур все чаще проявляются тренды к диктату, игнорированию социально-экономической специфики стран-участниц и доминированию Германии.

Санкции - проявление политической конъюнктуры. А долговременные экономические интересы БЛЭС и ЕАЭС, как отметили посол Люксембурга в России Жан-Клод Кнебелер и замглавы бельгийской дипмиссии Мишель Версаль, - стратегический фактор, предопределяющий дальнейшее развитие взаимовыгодных связей.

Аркадий Арианофф, глава правления БЛТПР пояснил автору этих строк, что «бизнес стран БЛЭС отнюдь не намерен уходить из России, а совсем наоборот. Ряд крупных совместных проектов - лучшее подтверждение. Скажем, производство поливинилхлорида в Нижегородском регионе и шинно-технической продукции в Липецкой области с участием бельгийских компаний («Сольвей» и «Бекарт» - А.Б.). Прорабатываются совместные промышленные и энергетические проекты в Белоруссии, Казахстане».

По оценкам Арианоффа и других участников форума, в «санкционном обмене» не участвуют другие страны ЕАЭС, что позволяет через них наращивать торговлю, инвестиционное и научно-техническое сотрудничество с Россией. Схожее, но более широкое мнение высказал Йохан Вандерплаетсе, первый вице-президент БЛТПР: «Изучаются новые совместные проекты в энергоемких отраслях России; есть подобные проработки в Казахстане, Белоруссии. Хотел бы отметить, что в РФ инвестиционный климат и инфраструктура для инвестиций существенно разнятся по ее регионам. Так, в Татарстане, где я недавно был, - весьма привлекательные условия для капиталовложений».

В контексте развития экономических связей с ЕАЭС и СНГ мой собеседник отметил, что вскоре он посетит Астану, Алма-Ату, Ташкент, где тоже растет интерес к связям с БЛЭС. «Казалось бы, Армения - это, образно говоря, далеко (хотя бельгийский бизнес работал в цветной металлургии Армении еще до 1917 года - А.Б.). Но здесь, в сопредельном с Ираном регионе формируется особая экономическая зона, которая наверняка станет новой точкой распространения инвестиций и торговых связей Бельгии, Люксембурга и других стран с ЕАЭС и с соседними странами СНГ. Так что просматриваются хорошие, долговременные перспективы выгодного взаимодействия».

Примечательно, что, по информации ТПП РФ, только с января по октябрь этого года делегации люксембургского бизнеса изучили инвестпотенциал семи регионов России. По последним данным отечественной торговой статистики, во втором квартале товарооборот РФ с Бельгией составил около 2,2 млрд долларов, причем встречные поставки из этой страны выросли более чем на 4% - до 533,1 млн долларов. Товарообмен с Люксембургом невелик, и тем не менее во втором квартале он увеличился на 20 с лишним процентов, в первую очередь - за счет промышленного экспорта в РФ.

Словом, БЛЭС все более заинтересован в сотрудничестве с ЕАЭС. И, похоже, это стремление обоюдное.

Алексей БАЛИЕВ, политолог

vpk-news.ru

Следующая статьяСитуация в Афганистане и странах ЦА: взгляд из Ирана