CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Есть опасность, что через территорию Афганистана группировка «ИГ» может проникнуть в Среднюю Азию, - афганский депутат

28 ноября 2016

Контролируя территорию Афганистана, Америка имеет возможность проводить свою политику давления на Россию в Средней Азии, а также контролировать Китай и Индию, оказывая на них экономическое давление. Есть также опасность того, что в Афганистане может обосноваться группировка «ИГ», которая через территорию Афганистана может проникнуть в Среднюю Азию. Об этом в беседе с корреспондентом «Афганистан.Ру» сказал доктор Махдави Джафар Махдави, депутат национального парламента Афганистана и один из лидеров созданного афганскими шиитами движения «Роушнаи».

- Следует ли ожидать, что за сменой американского лидера последуют и перемены в политике США в отношении Афганистана?

- США пришли в Афганистан не для того, чтобы обеспечить там мир и стабильность. Основанием для присутствия американцев в Афганистане, которое они назвали «борьбой за безопасность и улучшение ситуации» в этой стране, стали нестабильность, хаос и анархия в сфере политики, безопасности и экономики, которые царили в Афганистане, и от которых страдали люди. На самом деле, США изначально не собирались обеспечивать безопасность в Афганистане, они не планируют делать этого ни сейчас, ни в будущем.

- То есть Вы хотите сказать, что США приложили руку к дестабилизации Афганистана?

- Продолжающийся кризис и отсутствие безопасности в Афганистане играют на руку США. Я имею в виду, что до тех пор, пока американцы будут иметь основание и предлог в виде отсутствия безопасности в Афганистане, они смогут продолжать сохранять свое присутствие в этой стране и использовать ее в качестве регионального и даже мирового плацдарма для продвижения своей политики в евразийском регионе. Я думаю, что суть проблемы именно в этом, а все остальные вопросы - это только предлог для реализации тех подлинных целей, которые они преследуют в Афганистане.

- Но США потеряли в Афганистане несколько тысяч своих солдат, война в этой стране стала для них одной из самых затратных военных кампанией.

- Цели США в Афганистане известны. Афганистан вследствие своего геополитического положения является точкой пересечения трех весьма важных стратегических областей, которые имеют большое значение для Америки. Это полуостров Индостан, который включает в себя Индию и Пакистан, область Средней Азии, которая считается «задним двором» России, и Ближний Восток, являющийся важнейшей зоной американских интересов. Афганистан является связующим звеном между этими важными регионами мира. Контролируя территорию Афганистана, Америка имеет возможность через нее проводить свою политику давления на Россию в Средней Азии, а также контролировать Китай и Индию, оказывая на них экономическое давление. Кроме того, используя территорию Афганистана, США могут оказывать определенное влияние на Ближний Восток и, особенно, на Иран. Основная причина присутствия Америки в Афганистане связана именно с этими тремя весьма важными областями. В отношении каждой из них у Америки есть собственные интересы и обширные планы.

- И все же, на Ваш взгляд, изменится ли теперь политика нового американского правительства в отношении стран региона, особенно, Пакистана и Афганистана?

- Трамп, вопреки расхожему мнению, не является кандидатурой американских республиканцев. Он представляет интересы той части Америки, которая стремится к возрождению американской мощи внутри самой страны. Трампа в гораздо большей степени, чем интересы Америки в Средней Азии, на Ближнем Востоке или в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заботит проблема американской идентичности, которая, по его убеждению, находится в состоянии исчезновения и распада. Поэтому взгляды Трампа будут, в первую очередь, обращены к внутриамериканским вопросам.

Политика США на Ближнем Востоке и в Афганистане несет с собой тяжелые расходы для американской экономики. Новая команда в Вашингтоне будет серьезно пересматривать взгляды в этой области. Одним из вероятных новшеств станет изменение политики толератности, которая проводилась в отношении Пакистана, и которая была бы усилена в случае победы Хиллари Клинтон. Известно, что господин Айкенберри, будучи фигурой, приближенной к Клинтон, одновременно был близок к Пакистану. С приходом в Белый дом Трампа пространство политических возможностей Пакистана, без сомнения, будет значительно сужено.

Что касается афганской политики, то я также уверен, что правительство Трампа персмотрит свою политику в отношении «правительства национального единства», у которого нет внутренней поддержки в Афганистане.

- Какие последствия для региона может иметь усиление американского давления на Пакистан?

-На мой взгляд, должен быть сформирован региональный консенсус, при котором будут соблюдены интересы Пакистана, и в то же время Афганистан получит возможность свободно вздохнуть в отсутствии политики вмешательства со стороны Исламабада. С другой стороны, Индия также должна несколько ослабить свое присутствие в Афганистане. Другими словами, Нью-Дели не должен использовать территорию Афганистана для сведения счетов с Пакистаном.

Господину Трампу надо придти к выводу о том, что Афганистан следует признать независимой территорией и сильной политической единицей. С другой стороны, афганские власти также должны придерживаться реалистичной стратегии. Вращаться в сфере пакистанских иинтересов для Афганистана в той же мере опасно, как и находиться в сфере интересов Индии. Поэтому Афганистану следует соблюдать баланс в региональной политике.

Необходимо официально признать наличие у Исламабада опасений в отношении Афганистана, поскольку Пакистан ощущает свою сильную уязвимость от активной индийской политики в области безопасности. Однако и Индия не должна думать и делать выводы о том, что Афганистан следует в фарватере стратегического курса Пакистана. Пока мы не достигнет такого компромиссного положения, Афганистан всегда будет страдать от конфликта интересов, прежде всего, между Индией и Пакистаном, а также между другими странами региона, такими как Иран и Саудовская Аравия или Пакистан и Иран. - Почему Москва, достигшая успехов в борьбе с терроризмом в Сирии и других ближневосточных странах, не обратила внимания на Афганистан, несмотря на его географическую близость к России? В чем, по Вашему мнению, кроются причины отсутствия интереса Москвы к войне в Афганистане? - Поскольку русские знали, что в Афганистане много американцев, которые даже построили здесь свои базы, они не захотели связываться с этой страной. Возможно также, что русские не считали, что Афганистан с его политической и социальной структурой может вновь превратиться в гнездо террористов. Они чувствовали, что здесь есть стабильное правительство, состоящее из представителей всех этносов Афганистана, которые прежде уже вкусили всю горечь терроризма.

Кроме того, серьезные заботы, которыми Россия была занята в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, также привели к тому, что Россия уделяла Афганистану меньше внимания. К сожалению, это нанесло вред и самой России. Сегодня вы видите, что Афганистан превратился в один из источников беспокойства для Москвы. Есть опасность того, что здесь может обосноваться группировка «ИГ», которая, пройдя через территорию Афганистана, проникнет в Среднюю Азию.

Россия должна знать, что афганская проблема является если не более, то, по крайней мере, не менее важной темой, чем сирийский вопрос. Поэтому очень важно, чтобы русские предприняли в Афганистане серьезные и решительные шаги, такие же, как те, что мы увидели в Сирии и Ираке. Россия должна проявить себя в региональной и глобальной политике и не допустить усиления террористических группировок на территории Афганистана.

- В нынешних условиях насколько необходимо присутствие России на фронте борьбы с терроризмом в Афганистане?

- Россия уже допустила промедление в деле борьбы с терроризмом в Афганистане, и сегодня опасность подступила к порогу самой этой страны. Сегодня для безопасности региона, мира и самой России очень важно обратить внимание на накаленную обстановку в Афганистане. Если Россия и впредь будет медлить в вопросах эффективной, решительной и открытой борьбы с террористическими группировками, особенно «Исламским государством», которое сегодня находится в стадии становления и усиления в Афганистане, то она сильно пострадает в дальнейшем. Если не пострадают интересы России в странах Ближнего Востока, то благодаря Афганистану интересам Москвы наверняка будет нанесен ущерб на российском «заднем дворе» - на южных границах РФ и СНГ. - Похоже, что сегодня талибы усиливают свои региональные связи. Эта группировка установила контакты с арабскими странами, Ираном, Китаем и некоторыми другими государствами региона. Не станет ли это еще большим вызовом для правительства Афганистана? - Я думаю, что основной проблемой и опасностью сегодня является политическая нестабильность и инструментальное использование террористов, особенно, группировки «Исламское государство». Если «Талибан» путем расширения своих контактов со всеми государствами, вовлеченными в политические события в Афганистане, сможет произвести на свет практическую формулу, которая даст надежду на достижение безопасности и стабильности в Афганистане, то эта группировка, так же как «Исламская партия Афганистана» (ИПА), сможет претендовать на получение права голоса в будущем правительстве Афганистана.

Справка Афганистан.Ру: Доктор Джафар Махдави - дипломированный специалист в области политической социологии, является депутатом национального парламента Афганистана, в котором он представляет интересы жителей Кабула. Доктор Махдави также возглавляет политическую партию «Народ Афганистана» и считается одним из лидеров созданного афганскими шиитами движения «Роушнаи». Это движение добивается изменения маршрута линии электропередачи, предназначенной для импорта электроэнергии из центрально-азиатских стран в Афганистан. Сторонники «Роушнаи» недавно провели многочисленные демонстрации в Кабуле и других афганских городах.

ca-news.org

Предыдущая статьяКаспийская интрига. Придет ли туркменский газ в Европу?