тревоги Мухаммад Салих, лидер партии ЭРК Узбекистан
Отныне Узбекистан является союзником Соединенных Штатов Америки в Средней Азии. Теперь Афганистан будет "приводиться в порядок" с территории Узбекистана. Такой статус является честью для авторитарного режима Каримова. Но прежде чем перейти к основной теме разговора, немного отступим, чтобы поставить нужные точки над "i".
11 сентября официальный Ташкент постарался скрыть от своего народа трагические события в Америке. Ни телевидение, ни радио не передавали информацию о событиях в Нью-Йорке. Это абсурдное стремление узбекских властей некоторые затрудняются объяснить, но на самом деле это объясняется очень просто. Узбекистан никогда не имел четких линий во внешней политике. Поэтому, когда произошел теракт в Нью-Йорке, Ташкент растерялся в буквальном смысле, он не знал, что делать: плакать или радоваться этой трагедии. Он смотрел в сторону России, увидел что Путин опечален (во всяком случае, казался таким), это определило решение Ташкента. Но его послание сочувствия Президенту Бушу опоздало. Даже Иран, считающийся традиционным неприятелем Америки, и тот раньше Ташкента успел посочувствовать американскому народу.
Но растерянность долго не длилась, гнев Супердержавы был настолько ослепителен, что он напомнил узбекскому лидеру атомную энергию, которую можно было использовать для укрепления своего авторитарного режима.
Да, без преувеличения можно сказать, что 11 сентября для него [Каримова - прим. Кабак Д.И.] был шанс, чтобы расправиться со своими врагами, не только с Исламским Движением, но и политической оппозицией внутри страны. Действительно, после подписания соглашения с Америкой по военному сотрудничеству, борьба с инакомыслием в Узбекистане резко усилилось, это показывает что Каримов не намерен упустить свой шанс.
Но есть люди, которые считают, что присутствие Америки может подтолкнуть американских инвесторов в сторону Узбекистана, а это в свою очередь может спровоцировать демократизацию в стране.
Такое мнение чересчур оптимистично. Союз Америки с Узбекистаном военный. Если Афганская кампания завершится успешно, то Америка постарается продлить свое присутствие в регионе, чтобы заложить основы своих стратегических замыслов против возвышающегося Китая. Весь мир понимает, что сегодняшнее сближение этих двух великих держав временное явление, и в ближайшем будущем они столкнутся как главные соперники за гегемонию в Центральной Азии. На временное сближение толкнула их нужда. Америку - террор, а Китай - борьба за независимость уйгурского народа.
По второй части предположения следует сказать, что если бы американские военные базы могли помочь демократизации какой-нибудь страны, то Саудовская Аравия давным-давно стала бы демократической.
Несмотря на все, конечно, есть и полезные стороны этого сближения. Например, мировая пресса впервые собственными глазами увидела всю глубину информационной изолированности Узбекистана. Америка впервые вплотную начала интересоваться экологическим положением этой страны и выделила 6 млн. долларов для ликвидации бактериологических остатков на острове в Аральском море. Кроме того Узбекистан получит 8 миллиардов долларов за свое обслуживание американской военной машины в регионе. Эта сумма не маленькая для узбекского президента, она поможет удалить его на нужное расстояние от России, чего добивалась в последние годы Америка.
Теперь, о самом главном - об Афганистане. Еще Талибан не свергнут, но уже началась борьба за послеталибский Афганистан. Хотя, Россия поддерживает Американскую кампанию, она вовсе не желает отказаться от влияния на будущее правительство этой страны. Пакистан ни за что не хочет лишиться своей долголетней гегемонии над Афганистаном. Иран тоже имеет там свои жизненные интересы в силу не только географического положения, но и этнических и религиозных причин. Узбекистан и Таджикистан - тоже заинтересованные стороны в этой геополитической войне.
В этой ситуации почти нет надежды на то, что постталибский Афганистан будет лучше чем доталибский. Америка и западные страны видят короля Захиршакха как главу будущего правительства Афганистана. Я думаю, он в этой ситуации не поможет. Он не имеет политической платформы внутри Афганистана, чтобы приняли его как лидера. Он сам это понимает и поэтому предлагает перенести тяжесть ответственности временного правления на "Совет старейшин". А реалий политической ситуации в Афганистане после всего того, что пережила эта страна за последние 20 лет таковы, что ни одно Правительство Национального Примирения уже не сможет обеспечить в ней мир. Потому что ни одна из этнических групп уже не захочет встать под ярмо другой этнической группы, пусть даже самой крупной, как пуштунская, или не самой крупной, как таджикская.
Многие, ссылаясь на историю этих народов, утверждают, что "они сотни лет жили вместе, и теперь смогут жить". Это, извините меня, демагогия. Логика "сотни лет жили вместе и теперь будут" слабый аргумент. По такой логике половину современных государств можно отдать, например, Турции (бывшей Османской Империи), а другую половину - Российской Федерации (бывший СССР)
Мир меняется. Он меняется не только в цивилизованной, но и в не очень "цивилизованной" части его. После переломного для Афганистана 1989-го года, точнее, после вывода оттуда советских войск, пуштуны, таджики, узбеки, хазары, туркмены и белуджи неожиданно для себя открыли, что они уже не смогут жить вместе.
И началась война.
Нет никакой другой причины войны, которая была бы более основной чем эта. Все другие причины побочны или "дети" этой основной причины.
Да, основная причина войны в Афганистане - этническая.
Эта истина отвергается, в первую очередь, со стороны пуштунцев и Пакистана. Потому что они считают, под руководством пуштунов и негласным протекторатом Пакистана, все этнические группы обязаны жить в Афганистане счастливо. Они наставляют, что все тут мусульмане, этнический вопрос выдуман врагами Афганистана. Но когда дело коснется управления государством, они начисто забывают своих братьев по вере и набирают на государственные посты исключительно своих братьев по крови.
Изменилась бы ситуация если бы к власти пришли таджики?
Нет, мы уже увидели, ситуация нисколько не изменилась с приходом в Кабул таджиков. Таджики тоже набрали в правительство не братьев по вере, а по крови. Эти истинные мусульмане - какой бы национальности они ни были - когда дело касается власти, становятся вдруг ярыми националистами. Говоря без дипломатии, они просто становятся самими собой. Становиться самим собой, конечно, не является преступлением. Представьте себе, что народы Афганистана вступили в фазу национального самосознания, как это было с народами Европы в конце XIX века.
Это буферное государство, созданное Британской и Русской империями, прожило свой срок, и оно хочет изменить форму своего существования. Многим не понравится, но я скажу: Афганистан, это - "больной человек" Центральной Азии, лучшее что можно сделать для него, это не пытаться удерживать его в жизни военными и экономическими допингами. То есть, нужно отказаться от унитарной формы этого государства, создать федерацию или конфедерацию.
Любой другой вариант обустройства Афганистана только усугубит положение.
После ухода Америки из Афганистана начнется вновь ожесточенная война, как она началась после ухода оттуда Русской армии в 1989 году.
Зачем повторять один и тот же эксперимент, заранее зная, что ничего из этого не получится?