вновь Россия примет нас.
Говорят, такой конец себе желает каждый смертный. Пришел с работы, поужинал, посмотрел последний выпуск новостей, лег спать и погрузился в сон. Оказалось, в вечный... Родные лишь наутро обнаружили его кончину.
В последнее время он редко появлялся на публике, мало выступал со страниц газет, на телевидении, словно по воле свыше подготавливал окружающих к своему уходу в небытие. За неделю до смерти профессор Кыргызско-Российского Славянского университета, давний друг и автор - нашей газеты Нурлан ЭШМАМБЕТОВ, позвонил мне в редакцию и предложил продолжить тему, затронутую в одной из публикаций "Слова Кыргызстана", в которой речь шла о придании русскому языку статуса официального. Так родилось это последнее незапланированное интервью.
- Теперь необходимо сделать следующий шаг, - начал профессор, - подготовить заявление и вступить в союзное государство Россия - Беларусь. Причем сделать это надо оперативно, без оглядки, нужно опередить Молдову, Армению, другие республики СНГ, где явно или негласно ведутся такие приготовления. Рано или поздно все осознают без -альтернативность такого объединения, это - вопрос времени. Объединяется Европа, она переходит на единую валюту - евро, по сути, происходит слияние в единое общество, границы между государствами теряют привычный смысл, не без основания многие называют новую Европу соединенными штатами по известной аналогии. Благо у европейских стран, впрочем, как и у нас, есть соответствующие предпосылки для объединения: исторические, языковые, ментальные и другие.
- Допустим, Кыргызстан сделает такое заявление, попросится в российско-белорусский союз. Но готова ли, скажем, Россия к такому повороту?
- Думаю, Россия одобрит. Два обстоятельства убеждают меня в этом. Во-первых, мы поступили очень мудро, приняв решение по статусу русского языка. Этим Кыргызстан дал понять, с кем связывает свое будущее. И смотри, как прореагировала Россия, как отнеслись к этому российское руководство, интеллигенция... Многие из нас полагали, что маленький и бедный Кыргызстан мало интересует россиян, но, оказалось, им небезразлично то, что происходит здесь. Во-вторых, на саммите по случаю 10-летия образования СНГ президент Путин достаточно четко обозначил позицию России по этому поводу: его страна кую только согласны другие государства СНГ. Вчитайтесь внимательнее в эти строки...
- Но есть и другой пример, охлаждающий пыл воссоединения. Вспомните, сколько "крови" стоил белорусам этот союз, как многие политики в Москве сопротивлялись таком) развитию событий. А ведь в отличие от Кыргызстана Беларусь в прямом и переносном смыслах очень близка России - одна вера, одна раса, одна история, общие границы...
- Мы-то с тобой прекрасно знаем, кто противился возникновению союза Россия - Беларусь, - прежние акционеры ОРТ, НТВ, "ЭХО Москвы" и т.д. Когда накануне образования этого союзного государства российские социологи провели опрос населения, то около 80 процентов россиян высказались в его поддержку.
- Кыргызстан от России отделяет Казахстан, и мне как-то трудно представить наше вхождение в союз даже географически...
- Конечно, для нас было бы идеальным, если бы и Казахстан вошел в союз. Но Казахстан - самодостаточная держава, он располагает огромными ресурсами, прежде всего углеводородными. В среднем каждый казахстанец потенциально в пять раз богаче нас, там уже сегодня средняя зарплата превышает 100 долларов США, это самый высокий показатель в СНГ. Но, мне кажется, и у него есть своя мотивация к объединению. Президент Н. Назарбаев - лидер, не хлебом единым живущий, это ему принадлежит идея возрождения пост советского пространства на новых принципах, создание Евразийского союза. Так что рано или поздно все мы объединимся вокруг России.
Что касается "географических неудобств" вхождения Кыргызстана в союз, то здесь свою роль сыграет другой фактор: никто из ближнего зарубежья не станет блокировать интересы России, препятствовать ее отношениям с ближайшими союзниками. Молдову от России отделяет не менее солидная Украина, но президента Воронина, похоже, это мало волнует.
- Все же я не могу разделить ваш оптимизм, сводящийся только лишь к воле Кыргызстана. Сегодня в Кремле сидят большие прагматики, они семь, нет, семьдесят раз отмерят, прежде чем согласятся принять в компанию страну, внешний долг которой превышает ее внутренний валовой продукт...
- Речь не идет о том, чтобы переложить свои долги на плечи России. Кстати, у самой России тоже немалый внешний долг, но, конечно, ее возможности его возврата несопоставимы с нашими. Вообще, нет такой страны, у которой бы не было внешних долгов. Вопрос лишь в платежеспособности...
-Экономика вам ближе политики, поэтому хочу продол жить разговор о внешних долгах Кыргызстана. Как быть с этим монстром? Совокупный объем заимствований растет из года в год, а из каких источников покрывать их, неизвестно.
- Президенту Акаеву удалось убедить Всемирный банк и утвердить программу КОР. Кыргызстан вошел в десяток стран, в которых подобные программы будут профинансированы Всемирным банком. Это один из способов рассчитаться, точнее, сократить долг. Во-вторых, если нашему правительству удастся договориться с Парижским клубом, то велика вероятность списания части внешних заимствований. Прогнозы - дело неблагодарное, но мне кажется, нам есть на что надеяться...
- Или на кого? Скажем, мы свои территории - под армейские подразделения, а нам прощают долги...
- Понятно, на что намекаешь. Президент Акаев сразу дал понять, что Кыргызстан предоставляет свои территории Антитеррористической коалиции не из коммерческих соображений, а рассматривая это как свой вклад в борьбу с этим явлением. И правильно сделал, потому что если бы поддался искушению, а то и всяким советам и попросил вознаграждение, то нанес бы вред имиджу Кыргызстана. Но там, то есть в коалиции, сидят не олухи, они способны оценить этот поступок Кыргызстана, который в отличие от других даже не требовал каких-то гарантий собственной безопасности.
Еще один способ рассчитаться с долгами - это совместная с россиянами эксплуатация наших предприятий, бывших союзных заводов-гигантов, восстановление прежних заказов, связей, объемов производства. Для этого, как уже говорил, надо быстрее кооперироваться с Россией', вступать в союзное государство Россия - Беларусь.
- То, о чем вы говорите, вхождение в союз - не может происходить келейно, для этого, наверное, нужно подготовить почву, провести разъяснительную работу среди населения.
- Наш народ такой выбор поддержит обеими руками, но ты прав, надо бы побольше выступать по этому поводу, рассказывать о преимуществах вступления в союз. Кстати, я сейчас готовлю к публикации статью, где подробно остановлюсь и на этом моменте. О ее содержании рассказывал Мисиру Аширкулову (председатель Совета безопасности Кыргызской Республики. Н.М.), вроде ему мои идеи пришлись по вкусу.
- Приносите статью в редакцию.
- Хорошо, договорились...
Надыр МОМУНОВ.
Р. S. Интервью уже было подготовлено к публикации, я позвонил Нурлану - байке, чтобы предупредить его о скором выходе материала в свет. Трубку снял его племянник, сообщил, что он умер во сне сегодня ночью. Так вот и получилось, что это стало его последним интервью, последним взглядом на мир, последним словом неравнодушного и своеобразного человека.
«Слово Кыргызстана» 18.01.2002.