золото" Каспия Ольга Шевель
Осетровым отмерено до 100 лет жизни, как и людям. Но рыбы уже давно не доживают даже до половозрелого возраста в 12-20 лет. Человек планомерно уничтожает этот реликтовый вид в погоне за черной икрой и балыками
Браконьеры переиграли всех 46-е заседание Постоянного комитета государств - участников конвенции СИТЕС (международной организации, контролирующей численность редких и исчезающих видов животных) открылось на днях под лозунгом отмены моратория на вылов осетровых в Каспийском бассейне.
Однако заместитель директора Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (КаспНИИРХ) А.Власенко заявил, что до окончания конференции не стоит говорить о снятии запретов, принятых в июле 2001 года Россией, Казахстаном, Азербайджаном и Туркменией.
Возможное снятие моратория, по словам генерального секретаря СИТЕС Виллема Вийнстекерса, обусловлено тем, что "в первый раз страны смогли создать объединенную систему защиты Каспийского моря". В результате за полгода увеличилось поголовье осетровых в бассейне, что подтвердили и в КаспНИИРХ: белуги - на 30%, осетра и севрюги - примерно на 10%.
Но критические замечания не заставили себя ждать. Некоторые наблюдатели заявили, что отмена моратория связана не столько с улучшением ситуации, сколько с признанием ООН неспособности справиться с браконьерством - основной угрозой для осетровых. При том, что в самих странах не существует законодательства, с помощью которого государство могло бы эффективно регулировать внутренний рынок, наличие "икорной" мафии признается уже официально. Уровень нелегального вылова, по мнению господина Вийнстекерса, в 10-13 раз превышает легальный. Это ни много ни мало - 1 млрд долл. оборота.
Хочется верить, что СИТЕС действительно обеспокоен уменьшением численности осетровых. Забота же многих других оказывается связанной с превращением черной икры и балыков в дефицит. Солидные издания главных зарубежных потребителей деликатеса США, Англии, Германии, Франции и Швейцарии отреагировали на мораторий заголовками типа: "Икры больше не будет".
Цены на икру, конечно, взлетели вверх по схеме, наблюдавшейся в 1999 году: весной икра продавалась на Западе по 500-800 долларов за килограмм, осенью - по 1000-1500 долларов. В Великобритании, например, наблюдатели встречали вполне спекулятивную стоимость на иранскую икру в 6690 долларов за килограмм, хотя в самом Иране она стоит чуть больше 300 долл. Это действительно гораздо выгоднее, чем торговля коноплей, как недавно сказал один из британских специалистов СИТЕС по таможне и акцизам.
Однако волнение оказалось излишним: запрет на вылов не касался Ирана, который и без того в последние годы является крупнейшим экспортером икры. Его доля - 87% от общего количества. Так что 90% России остались в прошлом. И это количество постоянно уменьшается. Просто из-за того, что рыбаки не в состоянии выловить такое количество рыбы, чтобы покрыть официальные квоты. Например, в 1998 году было освоено 13 т из 200 лимитированных, в 1999 г. - 42 т из 162. В 2000 году улов оказался даже меньше пророчеств заместителя председателя Госкомрыболовства В.Измайлова, заявлявшего, что Россия не выберет и 30% из разрешенных 87 тонн.
Но суть даже не в Иране. По различным данным, доля теневого экспорта составляет до двух третей от общего количества поступающих на рынки икры и осетрины.
Каспий и Азов покрывают до 90-95% мировых потребностей в черной икре. На вылов более редких и потому ценных азовских осетровых внутренний мораторий между Россией и Украиной не снят. Хотя проблема браконьерства и загрязнения водоемов и на Азове чрезвычайно остра.
К счастью, в Азовском море не добывают нефть. Каспий же оказался просто в катастрофическом состоянии из-за загрязнения, что моментально сказалось на всей рыбе и морских млекопитающих. По оценкам специалистов, при разливе только литра нефти лишается кислорода 40 тыс. литров воды! Слив промышленных отходов напрямую в Каспийское море также вносит свою лепту.
Проблема редких видов приобрела международное звучание и в связи с дележом моря. Черная икра - это "черное золото" Каспия, стоимостью до 350 млн долларов для российского бюджета. Таков ущерб от браконьерской деятельности. В апреле прошлого года Михаил Касьянов посещал Астраханскую область, чтобы обсудить с государствами бассейна проблемы рационального использования биоресурсов. Пока стороны не пришли к согласию, значит, осетровым так и будет грозить риск исчезновения.
Некоторые специалисты категоричны. В КаспНИИРХ заявляют, что в такой ситуации осетровые выдержат еще лишь несколько лет. А начальник Севкаспрыбвода Я.Прошин уверен, что надо предпринимать решительные меры и вряд ли стоит отменять мораторий. Ведь браконьеры никуда не делись.
За контрабанду икры - срок В федеральном суде Майами трое российских граждан предстали перед присяжными по обвинению в контрабандном ввозе в США около 400 кг икры.
Только в 2001 году во Флориде были арестованы и посажены за решетку 7 контрабандистов, причем пятеро из осужденных - российского происхождения. Появление в Майами "русской икорной мафии" не случайно - здесь расположены многочисленные гурме-рестораны, престижные заведения типа икорно-водочного ресторана "Петросян". Именно в Майами наведываются за всякими заморскими вкусностями состоятельные люди со всех концов света. А жесткие международные ограничения, существующие в Европе и США на ввоз икры осетровых рыб, привели к тому, что в том же Майами и Форт Лодердейле стоимость даже маленькой порции выражается астрономическими цифрами.
Только по самым скромным подсчетам, ежегодно в США "икорная мафия" получает чистую прибыль, превышающую 125 млн долл. И по доходам этот бизнес сейчас сравнивают лишь с торговлей (и тоже, естественно, нелегальной) кокаином из Колумбии, Эквадора и Перу.
Как стало известно представителям правоохранительных органов, задержанные в Майами на самом деле непосредственно к контрабандному икорному бизнесу не имеют отношения. Их использовали как так называемых "мулов", то есть "носильщиков" икорных банок через таможенные кордоны. Обычная такса "мула" из России - оформление визы, авиабилет и 500 долл. за "ездку-летку" в Америку. Деньги выплачиваются только после того, как товар доставлен к адресату, то есть в один из ресторанов или "на базу", откуда икра распространяется по всей Флориде.
В основном нелегальная икра поступает в США из района Каспийского бассейна. Стоимость унции доходит до 100 долл. в дорогих ресторанах Флориды, а тот, кто отправляется в Америку с грузом, может привезти икру в трех и даже четырех чемоданах. Чистая прибыль же тех, кто русских "мулов" нанял, с одной такой ездки составляет свыше 100 тыс. долларов.
Организатором контрабандного ввоза арестованной икры оказался пожилой поляк Славомир Гармулевич. Вместе со своими "мулами" он и сам пытался ввезти через таможню майамского аэропорта сто баночек с белужьей икрой. При этом и российским контрабандистам, и поляку вменяют в вину не только незаконный ввоз икры, но и нарушение закона о сохранении редких пород рыб и животных, пусть даже их уничтожили варварским образом где-нибудь в Дагестане или Астраханской области, а не в самой Америке.
Впрочем, "икорные чудеса" в США не ограничиваются только территорией штата Флорида. Совсем недавно в Нью-Йорке некто Григорий Удовенко (у него украинский паспорт, но назвали его в сводках ФБР, как обычно, русским мафиози) получил 2,5 года тюрьмы за ввоз красной икры в США на сумму в 2,5 млн долларов. Свой груз он оформил как "сушеную рыбу" и попался таможенникам совершенно случайно: о том, что везут именно дорогостоящую икру, а не таранку, проболтался один из работников нью-йоркского ресторана, куда она должна была поступить.
А в окрестностях Вашингтона фирма "Кулидж энд Рестон" вынуждена была заплатить гигантский штраф в 10,4 млн долларов за контрабандный ввоз красной икры из России и Казахстана по подложным документам. Работники одного из подразделений фирмы получили в общей сложности 50 месяцев тюрьмы с конфискацией имущества.
До сих пор продолжается расследование "дела Елены Ворониной", которая была арестована в международном аэропорту Лос-Анджелеса при попытке ввезти 80 кг паюсной икры. Уверения Ворониной в том, что везет икру на день рождения детей, американских таможенников не убедили. В итоге вскрылась целая цепочка "мулов", которые по проторенной дорожке из России через Париж и Франкфурт регулярно ввозили икру для калифорнийских ресторанов.
Нынешние икорные процессы в США - лишь вершина айсберга контрабанды деликатесных продуктов. И то, что на этот раз местные правоохранительные органы говорят об исключительно "русском следе" икорных поставок в Америку, далеко не случайно. Слишком высоки ставки этого рискованного бизнеса.
Юрий Сигов, Майами 16 марта суббота ? 894