CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

globe.kz

Азиатская сверхзадача Вашингтона

22 марта 2002

сверхзадача Вашингтона

В Азии приучены к засаде, Допустить не должен полубог, Чтоб его подкравшиеся сзади Первым же ударом сбили с ног. Владимир Высоцкий

Фокус американских геополитических интересов прочно сместился в Азию. Администрация Джорджа Буша старается утвердиться на крупнейшем континенте в рамках формата однополюсного мира. Чрезвычайно масштабная задача затруднена тем, что именно здесь находятся альтернативные центры силы и нет традиций мощного влияния США.

Владислав ЮРИЦЫН

В третьем тысячелетии Азия остается наиболее неосвоенным для Вашингтона континентом. При этом по территории, людским и природным ресурсам - это самая большая часть планеты. Здесь расположены Китай, Индия, большая часть России, пресловутая "ось зла" в лице Ирака, Ирана и Северной Кореи, ядерный Пакистан, богатая нефтью Саудовская Аравия и многие другие.

Если убрать из внимания Антарктиду, то, кроме Азии, у Белого дома все в относительном порядке. Австралия уже давно практический 51-й штат США. Австралийцы в свое время воевали вместе с американцами в Корее и Вьетнаме, участвуют в антитеррористической операции. Вашингтон старается делегировать Канберре возможно большие полномочия вблизи своих берегов. Например, австралийский контингент под флагом ООН развернут на Восточном Тиморе. Но активная роль союзника США для австралийцев ограничивается их малочисленностью.

Мексика и Канада все больше превращаются в единое экономическое целое с США в рамках НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли), канадцы при этом всегда готовы поддержать Вашингтон всеми возможными средствами.

Центральная и Южная Америка не даром носят неофициальное название "задний двор США". Позиции Белого дома здесь сильны, как ни у кого больше. И хотя Фидель Кастро продолжает держать власть на Кубе, венесуэльский президент Уго Чавес пытается поднять мировые цены на нефть, а испанцы все активнее ведут экономическую реконкисту в Латинской Америке, принципиально это ничего не меняет. Даже колумбийские наркокартели встроены в мировой порядок, и до 70% их доходов от наркобизнеса оседают в государствах Запада.

Отсутствие мощной конкуренции в этой части мира позволяет Вашингтону крайне индифферентно реагировать на социально-экономический коллапс в Аргентине. Даже не получив широко обещанной Джорджем Бушем экономической помощи, Буэнос-Айрес все равно никуда от США не денется.

Африка к югу от Сахары с ее гражданскими войнами, болезнями и нищетой вообще мало кому нужна. Серьезный интерес к себе здесь могут вызвать лишь несколько государств. Однако в случае необходимости американские авианосцы быстро наводят там нужную конфигурацию.

Европа надежно пристегнута к США по большинству принципиальных вопросов. Невозможность разговаривать с Вашингтоном на равных и иметь свою собственную позицию беспокоит многих лидеров Европейского Союза. Но реально противопоставить американскому доминированию европейцы ничего не могут, поэтому принимают установившийся порядок вещей как данность. Резкое падение престижа и значимости НАТО после событий 11 сентября - косвенное свидетельство общей инфляции акций европейских держав.

В Азию американцы пришли не сегодня. Точкой отсчета можно назвать американо-испанскую войну 1898 года, когда Филиппины и ряд прилегающих островов перешли под контроль США. Еще больше позиции Вашингтона усилились после второй мировой войны, включив в орбиту влияния Японию и Южную Корею.

Не все складывалось гладко: взятие коммунистами власти в Китае, поражение во Вьетнаме, исламская революция в Иране - далеко не полный перечень американских неудач. Но после "Бури в пустыне" и развала Советского Союза перспективы и возможности США усилить свое влияние на азиатском континенте значительно улучшились.

Если возвращение американских военных на Филиппины и переговоры с Вьетнамским руководством по вопросу военно-морской базы Камрань можно назвать возвращением на старые позиции, то Центральная Азия и Кавказ для США и их союзников по НАТО совершенно новая территория.

Стремительные геополитические изменения после 11 сентября больше всего тревожат Китай. Главный азиатский гигант еще не смог вернуть себе Тайвань, чтобы получить стратегический простор в акватории Тихого океана, но уже имеет американские базы в тылу Восточного Туркестана. При этом Вашингтон отказывается проводить знак равенства между террористами и уйгурским сопротивлением в Синьцзяне. А с правами человека в Китае всегда было "напряженно".

Профессор Джон Гавер из Атланты уверяет, что страхи Пекина по поводу американского военного присутствия в Центральной Азии надуманны и необоснованны. Однако китайские аналитики так не считают. Визит замначальника Генштаба НОАК в Астану, в ходе которого он подчеркнул "традиционно дружественные отношения Казахстана и Китая", - это лишнее свидетельство китайской обеспокоенности положением у своих западных границ.

Россия не идет на конфронтацию с США, но при любом удобном случае пытается проводить собственную политику, будь то экспортные трубопроводы, Беларусь или строительство АЭС в Иране. Еще Москва остается единственным конкурентом Вашингтона в производстве высокотехнологичного оружия. Многое из российских новинок продается Китаю и увеличивает его оборонный потенциал. В среду на заседании Совета безопасности РФ обсуждалась государственная программа развития электронной техники и повышение ее значения в обороне страны. Кроме того, российский ВПК перешел к серийному производству высокоточного оружия.

Сама по себе Россия не выдерживает военно-политического и, тем более, экономического сравнения с США. Но протяженность территории от Балтийского моря до Тихого океана, соседство с Китаем, выход в Каспий, стратегическое партнерство с Индией, державные традиции - остаются факторами, повышающими общий вес Москвы. Вашингтон очень хочет подружиться с Индией. Экономические успехи, огромный людской потенциал, демократические и либеральные успехи делают Дели чрезвычайно привлекательными для США. Однако обладающая ядерным оружием и превращающаяся в мощную морскую державу, Индия имеет далеко идущие амбиции и планы.

Военные угрозы индийцев в адрес Пакистана после террористического нападения на здание парламента в декабре прошлого года - это одновременно демонстрация силы и тестирование Вашингтона на предмет того, кто ему в данном конфликте дороже. Американцам в Южной Азии приходится проводить гибкую политику, чтобы приобрести в союзники Дели и не потерять Исламабад. К тому же оба государства стремятся нарастить свой ядерный и ракетный потенциал.

Давно идут разговоры о скорой нормализации отношений Белого дома с Тегераном. Но время идет, а противостояние продолжается. Раскинувшийся от Персидского залива до Каспия, Иран не идет на политическую капитуляцию перед США. Для страдающих комплексом превосходства американцев - это вопрос принципиальный.

В Ираке до сих пор у власти Саддам Хусейн. Пользуясь арабо-израильским противостоянием, он пытается сохранить свой режим. Диктаторские наклонности и судебный процесс над Слободаном Милошевичем в Гааге заставляют Хусейна держаться до последнего. Слишком уж предсказуема его судьба после потери власти.

Длительное время не может выйти из кризиса Ближний Восток. Кровопролитие между арабами и израильтянами становится большим или меньшим, но никогда не прекращается полностью. А горючего материала вокруг более чем достаточно.

Введя свои войска в Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан и Грузию, США невольно приняли ответственность за происходящие там события. А к благополучным и стабильным государствам ни одно из вышеназванных отнести нельзя. Таджикистан не оправился от гражданской войны, в Кыргызстане массовые беспорядки, в Узбекистане не прекращаются репрессии против оппозиции, Грузия давно фрагментирована и позиции центральной власти там крайне слабы.

Еще одна проблема для США - это возможность появления антиамериканских союзов. Количество сильных игроков в Азии теоретически это позволяет. Например, руководители КНР в последнее время зачастили в Дели. Премьер Госсовета Чжу Жунцзи подчеркнул в ходе своего визита, что у Китая и Индии гораздо больше единства мнений, чем разногласий. Китайскую инициативу по установлению полнокровных отношений с Индией можно рассматривать как попытку подобного союза.

В общем, азиатское поле требует от Вашингтона колоссальных ресурсов. Белый дом продвигается в Азию не один, а с привлечением союзников. Тем не менее кусок, который собирается проглотить Белый дом, очень большой и во многих местах жесткий. Так что есть большая опасность не справиться.

globe.kz

Предыдущая статьяВ Афганских школах начинается учебный год.
Следующая статьяИнтересы Москвы и Вашингтона в Центральной Азии могут совпасть