CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

panorama.kz

Турецкий вице-премьер пытался убедить руководство РК в том, что несмотря на кризис, средства на инвестиции в его стране есть.

22 марта 2002

2002 ?11 март Турецкий вице-премьер пытался убедить руководство РК в том, что несмотря на кризис, средства на инвестиции в его стране есть.

На этой неделе с официальным визитом в Астане находился вице-премьер, государственный министр Турции Девлет Бахчели. В рамках визита прошли его встречи с руководством правительства и главой государства.

Предполагалось, что одной из обсуждаемых тем станет трубопроводный проект Баку-Джейхан, однако, согласно правительственному пресс-релизу и по комментарию пресс-секретаря Президента, этот вопрос не затрагивался. Это кажется не совсем логичным, учитывая недавний визит в страну советника администрации США по Каспийскому региону, который заявил, что Баку-Джейхан близок к началу строительства, и призвал казахстанские власти к присоединению к проекту. Очевидно, что продвижение плана альтернативного нефтепровода от Каспия приобрело новые, более сильные темпы и методы. Все чаще сегодня говорится о конкретной стабилизирующей функции военного контингента Соединенных Штатов и Турции в Грузии, столица которой является одним из главных пунктов прохождение нефтепровода. Причем отмечается, что антитеррористическая операция играет самую опосредованную роль и направлена больше на создание "спокойных" инвестиционных условий в стране.

В этих же соображениях, вероятно, следует понимать и объявление Ирана в числе государств, входящих в так называемую "ось зла", что допускает нанесение американцами по нему ракетного или другого военного удара. То есть автоматически возможный трубопроводный проект на Иран, который еще недавно эксперты называли более выгодным, чем Баку-Джейхан, становится в инвестиционном плане слишком рискованным. К тому же американский представитель по Каспию Стивен Манн недвусмысленно заявляет, что США будут "склонять" к отказу от каких-либо инвестиций, идущих на пользу экономическому развитию Ирана.

Интересно, что в такой непростой ситуации Казахстан до сих пор официально не говорил о своем присоединении к проекту Баку-Джейхан, повторяя только о позитивности наличия альтернативных путей транспортировки нефти. Тем временем участники проекта говорят, что присоединение к проекту до окончания детального инжиниринга влечет за собой некоторые преимущества. Вопрос в том, насколько необходимо согласие Казахстана как государства на участие в проекте, если главными акционерами таких крупных месторождений, как Тенгиз и Кашаган, являются иностранные нефтяные компании, некоторые из которых уже вошли в спонсорскую группу Баку-Джейхан. Именно поэтому, наверно, все западные визитеры не устают вновь получать заверения о нерушимости заключенных с Казахстаном контрактов.

На фоне столь активных действий вокруг проекта нового трубопровода визит одного из первых лиц в правительстве Турции с целью подтверждения желания к дальнейшему сотрудничеству символичен. Если о пректе Баку-Джейхан во время официальных встреч не говорилось, все же он подразумевался при обсуждении степени сотрудничества между двумя странами. Кстати, после встречи г-на БАХЧЕЛИ с Нурсултаном Назарбаевым турецкий министр вышел к журналистам не в лучшем расположении духа или, по крайней мере, выглядел уставшим. Еще до того, как переводчик начал переводить содержание его краткой речи, г-н Бахчели уже вошел в лифт. Все, что он сказал, это то, что "отношения между Турцией и Казахстаном развиваются очень успешно, особенно в экономической области". Пресс-секретарь Президента РК Жанай ОМАРОВ, пришедший на помощь журналистам, сообщил некоторые моменты разговора вице-премьера с г-ном Назарбаевым, которые в общем-то сводятся к взаимным пожеланиям дружеских отношений и укреплению связей двух стран.

Интерес, пожалуй, представляет экономическая ситуация в Турции и предпринимаемые меры по преодолению финансового кризиса, о чем проинформировал г-н Бахчели. С 1999 года страна выполняет программу МВФ, что свойственно для стран, остро нуждающихся в ребилитационном кредитовании со стороны международных финансовых институтов. В частности, были проведены структурные изменения в банковско-финансовом секторе. По словам турецкого министра, из 81 банка страны на данный момент 19 были закрыты, и часть их стабилизировала положение путем привлечения внешних инвестиций. В результате атикризисных мер, сообщает г-н Бахчели, в первом квартале этого года Турция добилась значительного улучшения макроэкономических показателей. То есть как потенциальный коммерческий инвестор, в том числе в нефтетранспортные проекты, страна представляется с положительной стороны.

Канат ШАЙМЕРДЕНОВ, Астана.

panorama.kz

Предыдущая статьяТУРКМЕНИЯ УВЕЛИЧИВАЕТ ОБЪЕМ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА
Следующая статьяСтраны ДКБ проведут совместные военные учения.