CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

mediapress.media-az.com

МОРЕ "БОЛЬШИХ ПРОЕКТОВ"

6 апреля 2002

"БОЛЬШИХ ПРОЕКТОВ"

БАКУ. 06.04.2002.MEDIA-PRESS: Сегодня можно уверенно утверждать, что Основной экспортный трубопровод (ОЭТ) Баку - Джейхан становится реальностью. Если еще в прошлом году он оценивался экспертами как политически мотивированный и малопривлекательный с коммерческой точки, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Об этом говорится в статье "Море "больших проектов", опубликованной в российском интернет-издании "Мировая энергетическая политика".

После того, как Турция пересмотрела некоторые параметры проекта (в частности, количество насосных станций), и взяла на себя ряд финансовых обязательств (покрытие расходов, превышающих 1,4 млрд. долларов, на прокладку турецкого отрезка, помощь в приобретении земли под строительство, льготный налоговый режим эксплуатации трубопровода в течение 40 лет), инвесторы пришли к выводу, что строительство нефтепровода Баку - Джейхан экономически оправдано даже без гарантий прокачки по нему "чужого" сырья, подчеркивают авторы материала. Большинство специалистов уже называют проект ОЭТ "коммерчески целесообразным", ссылаясь на то, что уровень его рентабельности составит от 12,5 до 24,5 процента.

Прогнозируемые объемы добычи нефти в Азербайджане позволяют рассчитывать на прокачку по ОЭТ до 20 млн. тонн сырья к 2005 году и до 50 млн. - к 2010 году. В то же время есть основания полагать, что трубопровод Баку - Джейхан будет загружен полностью задолго до 2010 года. К нему, как известно, проявляют интерес компании, контролирующие значительные запасы углеводородов на севере Каспия - ChevronTexaco, ENI и ЛУКойл. В результате появился проект дополнения ОЭТ трассой в обход Каспия с использованием трубопроводов КТК, Транснефти и ГНКАР, позволяющий заполнить его потоками с казахстанских месторождений, а также с российского шельфа Каспия. Продолжает рассматриваться и вариант транспортировки казахстанской нефти танкерами до Баку с ее последующей закачкой в ОЭТ.

Сегодня нет сомнений в том, что КТК будет полностью загружен сырьем с казахстанских месторождений Тенгиз, Карачаганак и, возможно, с Кумколя уже к 2005 году. К этому моменту добыча только на первых двух месторождениях возрастет до 31 млн. тонн. По официальным прогнозам, общий объем добычи нефти в Казахстане достигнет 60 млн. тонн к 2005 году и 88 млн. - к 2010. Так что, уже к 2005 году для экспорта сырья с запада Казахстана потребуются дополнительные трубопроводные мощности. Здесь расположены месторождения с общими извлекаемыми запасами около 1 млрд. тонн нефти и конденсата, а также перспективные структуры. Кроме того, есть гигантский Кашаган (содержащий, по разным оценкам, от 1,2 до 6,8 млрд. тонн нефтяного эквивалента), разработка которого запланирована на начало 2005 года.

В российском секторе Каспия уже пробурено четыре оценочные скважины. Специалисты говорят о наличии на севере Каспия 10 перспективных структур с начальными извлекаемыми запасами более 2 млрд. тонн НЭ. Начало пробной эксплуатации первого месторождения здесь запланировано на 2002-2004 годы. Таким образом, в ОЭТ могут быть направлены потоки "большой" северо-каспийской нефти, для экспорта которой КТК будет недостаточно.

Выгода для компаний очевидна: транспортируя добываемое ими сырье на мировые рынки по маршруту Баку - Джейхан, они смогут избежать попадания своей более легкой и менее сернистой нефти в систему Транснефти и, соответственно, получения на "выходе" менее ценной смеси Urals. Но оправданными расходы компаний на строительство ОЭТ можно будет назвать лишь в том случае, если они будут располагать достаточными объемами сырья. В этом смысле показателен пример ЛУКойла, имеющего лицензии на перспективные месторождения не только на северо-западе и северо-востоке, но и на юго-западе Каспия, и потому крайне заинтересованного в появлении максимального числа надежных и экономичных способов транспортировки каспийского сырья на мировые рынки.

Нельзя не отметить, что прогресс в реализации проекта ОЭТ Баку - Джейхан - это отличный пример продуманной политики Турции по привлечению зарубежных инвестиций. Можно констатировать, что Турция значительно опережает своего основного конкурента в области транзита каспийских углеводородов - Иран.

Иранский вариант транзита каспийской нефти выгоден России не менее, а Казахстану и Туркменистану даже более чем турецкий. Одно из главных его преимуществ состоит в том, что из Ирана сырье будет попадать не на перегруженный и вяло развивающийся средиземноморский, а на динамично растущий азиатский рынок.

Основные препятствия (не считая политических) для строительства трансиранского нефтепровода - это несогласованность политики Казахстана, Туркменистана и Ирана, а также неутешительные данные о запасах нефти в юго-восточной и южной частях Каспия. Сегодня ни у этих стран, ни у инвесторов нет единой позиции относительно оптимального экспорта углеводородов на юг. Нерешенным остается вопрос о необходимости строительства нефтепроводов Актау -Туркменбаши и Туркменбаши -Нека, а также Тегеран - Персидский залив.

Иран предлагает компаниям участвовать в операциях "обмена" - поставлять нефть на свои северные НПЗ в обмен на отгрузку эквивалентного объема сырья из Персидского залива. Но такой вариант подходит лишь поставщикам небольших партий - сегодня в этом направлении может прокачиваться не более 2,5 млн. тонн каспийской нефти в год. В перспективе Иран планирует довести объемы поставок до 19 млн., но этого также будет недостаточно для превращения "иранского коридора" в один из основных экспортных маршрутов каспийской нефти.

Возможно, новый импульс переговорам Казахстана, Туркменистана и Ирана придадут усилия Транснефти по экспорту каспийской нефти через Персидский залив. Один из трех путей реализации этого проекта предполагает обеспечение реверсивной работы трубопровода Атырау - Самара с последующей транспортировкой российской нефти по маршруту Актау -Туркменбаши - Нека. Два других варианта предусматривают использование мощностей трубопровода Омск - Павлодар-Чимкент - Чарджоу с последующим строительством ветки Чарджоу - Нека. Осуществление любого (особенно первого) из этих проектов усилит интерес иностранных инвесторов к иранскому направлению. Сегодня нет окончательного мнения и относительно того, на какой объем сырья должен быть рассчитан трансиранский нефтепровод. Некоторая ясность существует лишь с экспортом казахстанской нефти, который может достигнуть 20 млн. тонн в год к 2005 году и 30 млн. - к 2010. Поставки российского сырья на первом этапе составят 5 млн. тонн в год с последующим увеличением до 20 млн. Это означает, что целесообразность строительства трубопровода Казахстан - Туркменистан - Иран - Персидский залив в значительной мере зависит от перспектив развития добычи в Туркменистане, точнее, от успеха разведочных работ ExxonMobil в этой стране.

ExxonMobil уже добывает нефть на туркменском месторождении Бурун и одновременно ведет разведку нефтяного блока "Гарашызлык-2". Последний включает семь крупных месторождений, находящихся на Челекене, а также на шельфе. В целом углеводородные ресурсы юго-восточного сектора Каспия оцениваются в 2,2-2,6 млрд. тонн НЭ, но прогнозировать уровень добычи в регионе пока рано - ExxonMobil должна закончить бурение первой поисково-разведочной скважины на Челекене в первом квартале 2002 года. Дополнительным стимулом к реализации проекта трансиранского нефтепровода, несомненно, станет и начало разработки месторождений иранского сектора Каспия. Добываемая здесь нефть будет поступать на северные НПЗ страны, что сделает схему "обмена" бессмысленной. Однако произойти это может не ранее 2007-2009 годов.

В целом в 2002-2010 годах стимулирование нефтедобычи в Каспийском регионе будет происходить преимущественно за счет развития "западной" сети трубопроводов, что благоприятно скажется на деятельности, прежде всего, тех компаний, которые участвуют сразу в нескольких больших проектах по добыче углеводородного сырья и одновременно имеют доли, как минимум, в двух ключевых консорциумах по строительству трубопроводов. Сегодня под это определение подходят лишь BP, Statoil, ЛУКойл и ENI. Возможно, этот список пополнится за счет Chevron, ExxonMobil и TotalfinaElf, которые рассматривают возможность присоединения к проекту ОЭТ.

Следующей переломной датой в развитии нефтегазодобычи на Каспии станет, скорее всего, 2005 год, когда первые партии "большой" каспийской нефти начнут менять контуры мирового рынка. К этому моменту значительно обострится конкуренция между поставщиками нефти на средиземноморский рынок. В 2002 году туда начнет поступать смесь нефтей КТК, а в 2005 году, после ввода в строй ОЭТ, к ней добавятся значительные объемы азербайджанской нефти. Это вызовет падение цен на североафриканские сорта и постепенное вытеснение с рынка дорогостоящего тяжелого западноафриканского сырья. Кроме того, средиземноморские НПЗ уменьшат потребление российской смеси Urals, которая, как считают эксперты, станет еще более тяжелой и сернистой из-за сокращения объема казахстанского сырья, поступающего в систему "Транснефти".

Одним из результатов этих изменений станет снижение зависимости США от импорта ближневосточной нефти. Во-первых, увеличатся поставки на американский континент вытесненных из Европы западноафриканских сортов. Во-вторых, в США "уйдет" часть азербайджанского сырья, не освоенного средиземноморскими НПЗ. В выигрыше, судя по всему, останется и Северная Европа, поскольку туда будет направлена часть российской и североафриканской нефти, вытесненной из Средиземноморского бассейна. Таким образом, и без прямого политического вмешательства в дела региона республиканская администрация Джорджа Буша сможет еще достаточно долго пожинать плоды каспийской политики демократа Билла Клинтона, считают эксперты российского интернет-издания "Мировая энергетическая политика".

Copyright©by Media LTD,2001

mediapress.media-az.com

Предыдущая статьяТУРЦИЯ ПОЙМАЛА "ВТОРОГО ОДЖАЛАНА"
Следующая статьяПОЧЕМУ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ ПОКИДАЮТ АЗЕРБАЙДЖАН?