ГАЗОМ ЕДИНЫМ:
ТУРКМЕНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОЗДАЛА РОССИИ МЕНЬШЕ ВСЕГО ПРОБЛЕМ
Так уж сложилось, что российско-туркменское сотрудничество в экономике все 10 лет независимого развития двух стран находилось в прямой зависимости от вентиля на газовой трубе, соединяющей Туркменистан и Россию. Именно поставки туркменского газа в Россию, а также его транзит в другие страны СНГ определяли уровень торгово-экономического партнерства. Поэтому когда во время недавних переговоров в Кремле президенты Владимир Путин и Сапармурат Ниязов вспомнили о том, что Туркмении и России пришлось пережить как этапы подъема, так и периоды спада, имелась в виду как раз эта явно нездоровая зависимость двустороннего партнерства от «газовой составляющей».
Достаточно привести в качестве примера 1997 - 99 годы, когда политика главного российского газового монополиста - компании «Газпром» в лице ее бывшего руководства - привела к практически полному свертыванию сотрудничества Москвы с Ашхабадом: в течение двух с половиной лет туркменское топливо не прокачивалось по северному маршруту. От этого разрыва, конечно, никто не выиграл, хотя оказавшийся в изоляции Туркменистан не потерял времени даром и построил 200-километровый трубопровод Корпедже - Курт-Куи для поставок своего газа в соседние провинции Ирана.
В 2000 году подача «голубого топлива» из Туркмении в Россию возобновилась, для чего Рему Вяхиреву пришлось даже приезжать к Туркменбаши с извинениями за свои, как он выразился, «глупости». 20 миллиардов кубометров туркменского газа получила в позапрошлом году Россия, что позволило ей вернуть себе позицию главного торгового партнера Ашхабада.
Однако уже 2001-й год резко изменил ситуацию. Украине удалось получить наиболее весомый контракт по закупкам туркменского газа - на 30 миллиардов кубометров. Еще на 10 миллиардов «кубов» подписала контракт Международная группа компаний «ИТЕРА», использовавшая туркменское топливо для перепродажи в некоторые государства СНГ. В результате, в связи с тем, что «Газпром» напрямую газа у Туркмении не закупил, холодная статистика констатировала очередной спад в российско-туркменском экономическом взаимодействии. Хотя косвенные выгоды от заключенных Ашхабадом контрактов Москва все-таки получила, взимая немалые суммы за транзит топлива по своей территории.
Тем не менее, можно понять президентов России и Туркменистана, желающих развивать партнерство таким образом, чтобы оно не ограничивалось одним лишь газом.
Высказывая мысль о необходимости диверсифицировать отношения в экономике, Владимир Путин пригласил своего коллегу Сапармурата Ниязова к разговору о налаживании работы межправительственной комиссии. Два президента нашли немало резервов, которые можно задействовать уже в ближайшей перспективе. Это и возобновление поставок на российские предприятия туркменского хлопка-волокна, отличающегося высоким качеством и не нуждающегося в рекламе. Это и участие нефтяных компаний России в освоении месторождений туркменского шельфа Каспия. В планах также совместное строительство железнодорожного коридора «Север - Юг» по восточному побережью Каспийского моря, создание СП в различных отраслях.
Безусловно, два государства не отказываются и от продвижения вперед в приоритетной сфере, каковой останется сотрудничество в газовой сфере. Завершается работа над проектом крупномасштабного десятилетнего соглашения между Россией и Туркменистаном, которое затрагивает не только закупки «Газпромом» туркменского топлива, но взаимовыгодный вывод туркменских энергоносителей на новые рынки, модернизация соединяющей две страны трубопроводной артерии.
Туркмения на постсоветском пространстве остается тем государством, которое, пожалуй, доставило России меньше всего проблем в новейшей истории. Это единственная страна СНГ, не являющаяся должником России, наоборот, Москва должна Ашхабаду около 100 миллионов долларов. На туркменских границах не гибли российские военнослужащие, из этой республики не тянулись на север потоки беженцев, здесь уважительно относятся к русским. Словом, нет особых проблем, которые могли бы сегодня затормозить развитие взаимовыгодного партнерства. И даже нейтральный статус Туркменистана может стать в этом подспорьем. Необходимо лишь учитывать национальные интересы партнеров и планомерно продвигаться навстречу друг другу.
Геннадий ГРОМОВ. © TURKMENISTAN.RU, 2002