CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

globe.kz

Каспий, как Северное море

21 апреля 2002

как Северное море За и против

Каспию никогда не быть Персидским заливом, но сможет ли он стать Северным морем? Вот вопрос вопросов. Оба моря начинали свой старт в очень схожих геополитических условиях.

Развитие Северного моря было обусловлено, прежде всего, напряжением в отношениях между США и остальными странами Запада и странами Персидского залива в вопросе об Израиле. Тогда арабы использовали нефтяное оружие, недовольные тем, что Израиль в войне 1973 года разгромил приграничные арабские страны, - страны-нефтеэкспортеры решили отомстить союзникам Израиля и взвинтили цены на нефть.

Разработка ресурсов Северного моря была очень дорогим удовольствием. Но обладателями сырья там выступали уже союзники по НАТО - Великобритания и Норвегия. И тогда существовало еще два важных фактора. Первый - арабским странам показывали, что им есть альтернатива, серьезная и долгосрочная. С другой стороны, вторым фактором было то, что разработка Северного моря давала новый старт экономикам Северной Европы и Скандинавии. Для той ж Маргарет Тэтчер, пришедшей к власти уже к 1980 году, Северное море оказалось очень кстати. Вот такое Северное море 70-х годов.

Каспий 2002. Уже после открытия Кашагана он оказался в весьма схожей позиции.

Было 11 сентября - США подверглись террористическим атакам и объявили войну международному терроризму. Снова Израиль и Палестина. Сеть Аль-Каиды в странах Ближнего Востока. Нефть Персидского залива снова под угрозой. Вся искусственность положения на Ближнем Востоке, складывавшаяся последние 10 лет, вылезает наружу. А запасы Северного моря истощаются. Срочно нужен заменитель - поэтому Каспий интересует, прежде всего, как запасной источник углеводородов, как в свое время было и Северное море.

Северное море для стран, прилегающих к нему, - Норвегии и Великобритании - сыграло весьма положительную роль. Там произошел инвестиционный бум. Такой же бум может произойти и на Каспии.

Если в Северном море проблемы в основном были технологического плана и со стороны финансирования, то есть как добывать нефть в таких суровых условиях и где найти столько денег, чтобы разработать такие технологии, то на Каспии к технологическим и финансовым проблемам добавляются еще и политические. И это, прежде всего, стабильность и безопасность.

Рядом с Каспием, буквально через одну-две страны, расположены весьма нестабильные точки - тот же Афганистан, курдские сепаратисты, армяно-азербайджанский конфликт. И тем не менее, ценность Каспия велика. Поэтому огромная политическая воля со стороны тех же Соединенных Штатов поддерживала на плаву проект строительства Баку - Джейхана. И только благодаря этой воле он может быть в конце концов построен.

Проблема безопасности - это еще и вопрос стабильности внутри самих околокаспийских режимов. Вспомним Кыргызстан. Да, он не рядом с Каспием, но все из той же группы "станов". 17 марта в Кыргызстане были волнения, сопровождавшиеся человеческими жертвами. Это маленькая страна и маленькие проблемы, но ведь с таких маленьких начинаются и большие проблемы.

Ко всем этим политическим рискам добавим еще и непрозрачность режимов и, как следствие этого, непрозрачность бизнес-операций. Непрозрачный бизнес означает высокие издержки на ту же самую коррупцию или арбитраж. Казахстан в данном случае - самый лучший или самый печальный пример. Это все можно отнести к болезням роста. Но как бы такие болезни не стали хроническими.

Вот такой Каспийский регион, в чем-то похожий, а в чем-то совсем не похожий на Северное море. Но, по крайней мере, парламентские республики Скандинавии и Великобритании, сумевшие распорядиться нефтедолларами во благо общества, могут послужить образцом для Казахстана и всей Центральной Азии.

globe.kz

Предыдущая статьяГлава Азербайджана считает, что встреча в Ашхабаде глав прикаспийских государств откроет новый этап в сотрудничестве по статусу Каспия
Следующая статьяЭхо саммита снова отозвалось на южных берегах