НА ШЛЕЙФЕ Президент объявляет антитеррористический сбор-поход Екатерина ГРИГОРЬЕВА, Астрахань
В четверг в Астрахани Владимир Путин изучал проблемы флота, рыбодобычи и социального обеспечения. На очереди нефтяная промышленность: сегодня Путин отправится на шельфовую платформу "ЛУКОЙЛа". Хотя формально все эти термины - "флотилия", "шельф" - не совсем корректны. Из-за того что ашхабадский саммит не принес ясности, юридически Каспий по-прежнему является не морем, не озером (это тоже предмет спора пяти государств), а "уникальным природным водоемом".
Каспийское браконьерство Путин назвал чудовищным. И даже биотерроризмом. Президента явно впечатлили рассказы рыбаков - у браконьеров самые современные технологии, вплоть до спутниковых пеленгаторов. "Они используют такую технику, какой нет у наших силовых ведомств", - изумлялся президент. Губернатор области Анатолий Гужвин подтвердил: в России икры и осетровых продается минимум в три раза больше, чем добывается официально. Даже астраханцы предпочитают "черную" черную икру - она почти в два раза дешевле.
Главы прикаспийских регионов признали, что браконьеры действуют куда более согласованно, чем борющиеся с ними ведомства. Предложили создать межрегиональный центр, причем с дальним прицелом - если он окажется успешным, то к его работе могут подключиться другие прикаспийские государства.
Путин сказал, что в Ашхабаде много говорили про транспортные коридоры, в частности "Север-Юг". Тему продолжили в Астрахани - получилось как раз в духе призывов Путина бороться за собственную конкурентоспособность. Россия уже стремительно теряет позиции в этом достаточно новом проекте - не хватает портовых мощностей, инфраструктуры, нормальных таможенных условий. Гужвин привел цифры: в последние два года Казахстан вложил в строительство портов 76 миллионов долларов, Иран - 70, а Россия всего 12. Так что в казахском порту Актау товарооборот стремительно растет, а в российском порту Оля - нет.
В четверг Путин на катере отправился в Золотой затон, базу Каспийской флотилии. Получилось красиво: со сторожевой вышки оповестили, что глава государства приближается, и через несколько минут в затон зашла маленькая эскадрилья из трех катеров. Последний, на котором прибыл Путин, украшал президентский штандарт.
Президент моряков порадовал: в рубке базового тральщика он, стоя перед картой Каспия, сообщил, что летом флотилия отправится в сбор-поход. То есть фактически на учения, которые у флотилии случаются редко: топливо дорогое, а денег не хватает. Сбор-поход, нацеленный на борьбу с терроризмом, получил и политическую нагрузку. Путин подчеркнул, что нужно пригласить наблюдателей из всех прикаспийских государств - может быть, с некоторыми партнерами стоит обговорить элементы, в которых они могли бы принять участие.