CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

По пути диалога цивилизаций

28 апреля 2002

пути диалога цивилизаций ---------------------------------------------------------------------------- ---- Мохаммед Карагозлоу Как и ожидалось, по окончании совещания глав пяти прикаспийских государств не было сделано никаких конкретных заявлений по поводу решения проблем Каспийского моря.

Когда Мохаммад Хатами в своем выступлении все внимание сосредоточил на вопросе об отношениях с американцами и ни слова не сказал о возможном соглашении по поводу определения правового статуса Каспийского моря, стало ясно, что придется подождать еще один год, чтобы узнать результаты усилий дипломатов заинтересованных стран по решению каспийской проблемы. Возможно, на следующем совещании глав государств, которое должно состояться в Тегеране в будущем году, доли прикаспийских стран будут определены. Без всякого сомнения, каждая из пяти сторон стремится получить долю побольше, и это ведет к тому, что добиться окончательного согласия становится еще труднее. Всех интересует в первую очередь нефть и газ, а не вода и рыба. Никто не думает о ловле белой рыбы, добывании икры, оборудовании пляжей, строительстве баз отдыха и привлечении туристов.

Речь идет о территории, в недрах которой находится 90 млрд. баррелей нефти или 2 триллиона долларов из расчета 20 долларов за баррель.

На этой территории повсюду видны следы волка, который пришел из порта Джайхан в Баку. Его присутствие ощущалось и на совещании в Ашхабаде. Именно в этой связи приобретает особый смысл обеспокоенность, прозвучавшая в словах Хатами, когда тот сказал: "Никто, кроме пяти прикаспийских государств, не имеет права вмешиваться в дела, связанные с Каспийским морем". На самом же деле этот "никто" уже в течение ряда лет находится в Средней Азии и на Кавказе. Он появился здесь сразу же после распада Советского Союза. Его старые агенты из числа профессиональных политиков, которых называют "партией ревизионистов", на протяжении многих лет разыгрывают иранскую карту и создают всяческие угрозы национальным интересам Ирана. Именно они в течение нескольких месяцев раз за разом откладывают свои поездки в Тегеран. Именно они распространяют географические карты определенного содержания и всеми силами стремятся присоединиться к НАТО. Именно они, надев на себя маску левых экстремистов, образовали лобби с правыми экстремистами из Анкары и Тель-Авива. Наконец, именно они злоупотребили нашим благородством и использовали наши дипломатические инициативы для того, чтобы впустить упомянутого волка в регион. Таким образом этот "никто" с "их" помощью может добиться подписания любого договора на любой срок, как в Ашхабаде, так и в Тегеране.

Иран должен выработать стратегическую линию активной дипломатии для того, чтобы убрать из региона эту невидимую силу, которая на самом деле уже в течение нескольких лет вполне видима и осязаема, причем на столько, что сумела захватить рынки в Средней Азии и на Кавказе. По-видимому, политика Ирана, направленная на разрядку напряженности, а такая цель ставилась для того, чтобы вывести Иран из политической изоляции, начинает давать свои плоды. Одним из свидетельств успеха такой политики является отклонение проекта резолюции о нарушении в Иране прав человека. Это можно назвать своеобразным зарубежным откликом на внутренние политические реформы.

Таким образом, министерству иностранных дел удалось перевести переговоры, которые, в основном, представляли собой высказывания критических замечаний в адрес Ирана, в русло конструктивного диалога. Следуя этому новому политическому курсу, иранские дипломаты должны стремиться к углублению отношений Ирана с влиятельными мировыми державами и максимально использовать эти отношения в своих интересах при решении таких проблем, как определение правового статуса Каспийского моря. Для того, чтобы склонить чашу весов в свою пользу при решении многих политических проблем в регионе Иран должен ослабить напряженность в своих отношениях с Америкой, активно сотрудничать в области политики, экономики и культуры со странами Средней Азии и Кавказа, разумно использовать с выгодой для себя разграничительные линии между сферами деятельности России, Китая и Индии, с одной стороны, и США - с другой.

Под Каспийским морем находятся несметные богатства. Это так. Но самый экономически выгодный путь извлечения этих богатств из недр и их доставки в свободные воды мирового океана пролегает через иранскую территорию. Именно об этом иранские дипломаты должны всегда помнить. Такое уникальное геополитическое положение Ирана в случае правильной политики может дать ему преимущество перед тремя другими странами, Туркменистаном, Казахстаном и Азербайджаном, а также увеличить его шансы на успех в ходе переговоров. Кроме того, из-за такого положения Ирана на его сторону может встать Россия. Мы не должны также забывать о том, что о выходе в свободные воды на протяжении многих дет мечтали не только русские, но и все страны региона. Не следует забывать и еще об одном важном моменте: народы этих стран после долгих лет правления навязанной им однопартийной власти все еще с огромной симпатией относятся к Ирану, с которым их связывают общая культура и история. Это со всей очевидностью проявляется во время поездок делегаций наших деятелей культуры и творческой интеллигенции, во время их непосредственных контактов с представителями народов этих стран. Для того, чтобы "вмешательство внешних сил" не вызывало беспокойства, иранские дипломаты могут шире использовать связи в области культуры, проводить дискуссии в рамках диалога цивилизаций в университетах, научных и культурных центрах этих стран.

Источник: газета "Иран", 27 апреля 2002.

Перевод: Иран.Ру.

iran.ru

Предыдущая статьяМохаммед Хатами: "Наша армия одна из самых сильных в мире"
Следующая статьяМЕЖДУ НАЗАРБАЕВЫМ И КАРИМОВЫМ