ЭКСПЕРТА: ДЕФИЦИТ БЕЗОПАСНОСТИ УГРОЖАЕТ СТАБИЛЬНОСТИ АФГАНИСТАНА
Эксперт предупреждает, что до тех пор, пока силы безопасности не выйдут за пределы Кабула и не будут поддерживать мир в афганских провинциях, многие обездоленные граждане останутся таковыми и после проведения в июне высшего законодательного совета. Барнетт Рубин, специалист по Афганистану, участвовавший в декабрьских переговорах, которые привели к образованию в стране на шесть месяцев временного правительства, высказал это мнение 27 апреля в докладе, сделанном в Институте «Открытое общество» (Нью-Йорк). Поездка в марте в Афганистан, сказал Рубин, убедила его в том, что никогда еще у страны не было столь благоприятной возможности для установления мира. Однако Рубин предостерег, что дефицит безопасности за пределами Кабула может сорвать планы достижения мира с помощью политического плюрализма.
За церемониями и сложными условиями участия в Лойя джирге - высшем племенном совете, который в середине июня сформирует правительство на ближайшие два года, - стоит вопрос о том, каким образом новое правительство Афганистана будет представлять жизненные уклады и приоритеты населяющих страну народов. Большинство афганских семей, сказал Рубин, в результате многих лет войны лишены крова и средств к существованию. В гражданской войне начала 1990-х погибли тысячи дееспособных мужчин, пять лет правления «Талибана» лишили женщин возможности участвовать в экономической жизни. Эти факторы в сочетании с трехлетней засухой привели к ситуация, когда будет очень трудно сохранить большие семейные группы, являющиеся базовыми социальными единицами афганского общества.
В результате граждане за пределами относительно космополитических районов Кабула не видят иной возможности стабильного существования, кроме работы на правительство. Поскольку этнические таджики-панджшерцы, представляющие собой с этнической и географической точки зрения национальное меньшинство, в настоящее время занимают главенствующее положение в правительстве, Рубин ожидает, что Лойя джирга решит вопрос о том, насколько представительными должны быть политические и экономические структуры. «Главный вопрос заключается в следующем: собирается ли Лойя джирга перераспределить власть в пользу [этнических] пуштунов, узбеков и хазарейцев?» Ответ на этот вопрос во многом определит внутреннюю стабильность страны и ее роль на международной арене. Рубин подчеркнул, что международное сообщество не может рассчитывать на стабильное правительство, выражающее интересы афганских граждан, если сельские районы останутся территорией, где царствует беззаконие.
В Кабуле, находящемся под присмотром Международных сил содействия безопасности (ISAF), панджшерцы (составлявшие костяк бывшего Объединенного фронта, или Северного альянса) получили официальный контроль над министерствами иностранных дел, обороны и внутренних дел. Однако вожди-военачальники в большинстве случаев сумели восстановить свою власть на остальной территории страны. По словам Рубина, эта ситуация представляет опасность для стабильности с нескольких точек зрения.
Военачальники и находящиеся под их командованием отряды грабят торговцев, занимаются незаконными поборами и запугивают женщин, которые могли бы внести серьезный вклад в законодательный процесс. «Граждане говорили нам, что афганцы по всей стране приветствовали возможность, пусть и несовершенную, помогать правительству, - сказал Рубин. - Однако они добавляли, что не смогут участвовать в работе до тех пор, пока вооруженные люди [и взятки чиновникам] будут контролировать дороги».
Международные силы могли бы изменить эту ситуацию, однако ни одно из государств не предприняло серьезных усилий в этом направлении. Рубин напомнил аудитории, что Соединенные Штаты воздержались от координации связи и военно-технического обеспечения миротворческой миссии, которая бы действовала на всей территории Афганистана, а другие страны не предоставили достаточного контингента для расширения присутствия миротворцев за пределами Кабула. Насколько правильной была эта политика, покажут решения Лойя джирги.
Высший совет должен будет образовать демократическое правительство прежде, чем в стране после десятилетий войны пройдет разоружение населения, - заметил Рубин. До тех пор пока верные панджшерцам силы будут оставаться вооруженными, а международные миротворцы не выйдут за пределы столичного района, «люди, голосующие на Лойя джирге, будут помнить, что их семьи живут в районах, находящихся под контролем вооруженных отрядов», - сказал Рубин. По этой причине желание афганцев видеть международных миротворцев на всей территории страны является «практически единодушным». В то же время, сказал Рубин, по сообщениям дипломатов, ни одна страна не испытывает большого энтузиазма в связи с призывами расширить присутствие ISAF.
Рубин заявил, что энергичные меры международного сообщества по обеспечению безопасности привели бы к улучшению положения в сфере образования, в строительстве и связи. Если безопасность не будет обеспечена, сказал он, углубится «разрыв» между относительно вестернизированным Кабулом и нищей, невежественной провинцией. Рубин напомнил слушателям, что сельские священники-муллы часто приветствовали экстремизм, что способствовало объединению «Аль-Каиды» с силами «Талибана».
Опасность того, что вновь появится группировка, аналогичная «Талибану», которая возьмет в руки оружие, не исчезнет, пока в сельских районах страны не будут обеспечены безопасность, занятость и образование населения. «В Северном альянсе имеются люди, которые воевали с силами талибов, но при этом разделяют их идеи», - сказал Рубин. Некоторые сельские граждане рассматривают Лойя джиргу как наступление на ислам, заметил Рубин, и будут распространять идеи «Талибана» до тех пор, пока в стране не будет обеспечена безопасность.
В заключение Рубин обратился к аудитории с призывом увидеть связь между либеральными целями, такими, как освобождение женщин, и потребностью страны в полномасштабной безопасности. Он сказал, что афганские женщины, которые составят 12-13 процентов делегатов Лойя джирги, ставят на первое место безопасность, а не феминистские цели в западном духе, касающиеся проблем здравоохранения. Граждане Афганистана, по-видимому, слишком расколоты, чтобы осуществить на практике демократические принципы, добавил Рубин, и слишком недоверчивы, чтобы верить военачальникам или поддерживающим их иностранным правительствам. Степень свободы в выражении своих решений и своих опасений определит то, насколько успешно следующее афганское правительство будет выполнять поставленные перед ним задачи и решать стоящие перед страной проблемы.