без Узбекистана? Павел Мартынов
Ташкент вновь демонстрирует свое пренебрежение к своим партнерам по интеграционным объединениям, так или иначе связанным с решением проблем региональной безопасности. Так, в марте этого года Узбекистан без объяснения причин проигнорировал заседание комитета начальников штабов Вооруженных сил государств-участников СНГ, а сегодня отказался от участия в совещании министров обороны стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Стоит напомнить, что Узбекистан последним - в июне 2001 г. присоединился к этой организации, которая до этого носила название "Шанхайская пятерка" и объединяла Россию, Казахстан, Китай, Киргизию и Таджикистан.
Причины отказа Ташкента называются разные. Так, как сообщил министр обороны России Сергей Иванов, во вторник вечером ему позвонил его узбекский коллега Кадир Гулямов и предупредил о том, что не сможет по объективным обстоятельствам приехать на встречу в Москве. Тем не менее Иванов пообещал, что все документы, подготовленные на сегодняшнем совещании, будут направлены в Ташкент. Как сообщает РИА "Новости" со ссылкой на источники в штабе по координации военного сотрудничества стран СНГ, "отказ узбекской военной делегации от участия в совещании как-то связан с принятыми накануне в рамках Договора о коллективной безопасности решениями".
Между тем, очевидно, что неучастие Ташкента в заседании министров обороны ШОС продиктовано куда более глубокими причинами и связано с усилением в Узбекистане американского присутствия, и, как следствие влияния. Тем более что участники сегодняшнего совещания как раз обсуждают военно-политическую ситуацию в центральноазиатском регионе, а также определение в этой связи задач министерств обороны стран ШОС в области безопасности и обороны.
Говоря о повестке дня совещания, нельзя забывать о том, что не за горами саммит Шанхайской организации сотрудничества. Его планируется провести уже в первой половине июня в Санкт-Петербурге. Поэтому министры обороны ШОС в ходе двухдневных консультаций обсуждают также и проблематику, связанную с предстоящей встречей президентов шести государств. Однако, учитывая политику, проводимую Ташкентом, можно предположить, что в северной столице России в июне соберутся пятеро президентов. Правда, Сергей Иванов выразил надежду, что узбекская сторона примет активное участие в подготовке документов для саммита ШОС.
Итогом двухдневных переговоров глав военных ведомств ШОС должно стать совместное коммюнике, проект которого, по словам председателя нынешнего совещания Сергея Иванова, был заранее подготовлен уполномоченными представителями военных ведомств. Во время своей первой встречи 14 июня 2001 г. министры обороны ШОС также подписали совместное коммюнике, в котором изложили позицию по вопросам сотрудничества в военной сфере, практического взаимодействия вооруженных сил стран-участниц в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, а также осудили планы некоторых государств по созданию тактической ПРО в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Кстати, во время той июньской встречи к ШОС присоединился Узбекистан. Поэтому в коммюнике отмечалось, что сложившее ранее между странами-участницами Шанхайской пятерки эффективное взаимодействие в военной области с присоединением к ним Узбекистана служит примером развития регионального сотрудничества нового типа в период после завершения "холодной войны" в соответствии с велением времени. Как будет развиваться сотрудничество в рамках ШОС новейшего типа - с Ташкентом или без - покажет время.