добавь воды Ажар САБРАЛИЕВА
Казахстан останется без воды - прогноз экспертов
Иностранцы, помешанные на стерильности, уже давно ездят по Казахстану, снимают документальные фильмы, ужасаясь привычке сельских жителей пить из-под колонки или открытых водоемов. И они, к сожалению, правы. Качество поверхностных вод в Казахстане практически во всех крупных водотоках не соответствует международным стандартам. Крупнейшие реки республики - Иртыш, Урал, Сырдарья, Или, - являющиеся трансграничными, сильно загрязнены (например, в Иртыш ежегодно сбрасывается около 120 млн. куб. м загрязненных сточных вод).
Что делать и как быть с таким катастрофическим положением, решали представители госструктур, НПО и зарубежные специалисты на конференции «Качество питьевой воды - гарантия социальной и экологической безопасности», проходившей два дня в Алматы.
Что мы имеем
В разные годы в Казахстане было построено более 2 тыс. водопроводов. Большинство из них введены в эксплуатацию 20-25 лет назад. То есть сегодня срок службы части коммуникаций истек, а остальные имеют 70-процентный износ. Как результат, частые аварии, прорывы, загрязнение воды. Наверное, каждый, пользуясь водопроводом, замечал, что в течение довольно длительного времени из крана бежит мутная, ржавая вода. И если раньше нам было все равно, сколько литров такой воды мы спустим в канализацию, то сегодня, при наличии счетчика, плательщик коммунальных услуг крепко задумается об экономической целесообразности такой операции. И часто в ущерб здоровью.
Между тем главный врач республиканской санэпидстанции К. Оспанов отметил низкую обеспеченность водопроводных сетей и сооружений обеззараживающими средствами и реагентами. И опять-таки по экономическим причинам. Во время весеннего осмотра промывку и дезинфекцию прошли только 873 водопровода республики (38,7 проц.). Более того, не отвечают санитарным нормам 50 проц. водопроводов в Астане, 31,2 проц. - в Алматы, а в целом по республике - 22 проц.
В реке Урал - основном источнике питьевой воды жителей Атырау - санитарной службой выделены возбудители холеры. Министерством здравоохранения и местными органами власти принимаются экстренные меры. Забили в набат врачи: за последние 10 лет в 11 областях республики зарегистрировано более 50 вспышек инфекционных заболеваний, передающихся водным путем. Более 100 человек заболели паратифом «В» (разновидность брюшного тифа) в Жанатасе Жамбылской области. Более 20 больным в Чимкенте поставили диагноз «брюшной тиф». Причина вспышки заболеваемости все та же - питьевая вода из городского водопровода.
После всего этого хочется задать резонный вопрос: кто несет ответственность за качество питьевой воды? Где искать правду и справедливость родителям, дети которых перенесли тяжелейший недуг?
- Длинная цепочка ответственности, связанная по принципу детской игры «передай другому, только не мне», не оставляет шансов простому человеку дойти до ее логического завершения, - считает депутат мажилиса, член комитета по экологии Мырзагельды Кемел.
Как быть
Самый реальный вариант - привлечение частных инвестиций, чтобы решить проблемы водоснабжения.
- В настоящее время существуют стандарты качества питьевой воды, разработанные и рекомендуемые Всемирной организацией здравоохранения, а также Европейским сообществом, - говорит Сергей Иванов, эксперт ОБСЕ. - Разработанные в бывшем СССР технологии водоподготовки и необходимые для этого сооружения и оборудование не уступают западным. А в чем Запад преуспел, так это в производстве приборов учета объемов водопотребления и контроля качества воды, которые в огромных количествах поставляются на рынок Казахстана.
Как в России, так и в Казахстане практически все системы коммунального водоснабжения являются муниципальными. И обслуживающие их предприятия - тоже. При этом нет прозрачности затрат на оказание услуг, контроля за финансовыми потоками водоканала. Это происходит из-за нежелания властей принимать экономические решения взамен политических, что порождает монополизм и отсутствие рыночных отношений в сфере водоснабжения. У этой структуры нет стимула и необходимости в сокращении затрат, в расширении сферы обслуживания и, наконец, понимания, что такая ситуация не вечна.
Для изменения ситуации необходимо принять решение о том, чтобы государство не препятствовало, а поддерживало изменение форм собственности предприятий, обслуживающих системы водоснабжения.
Были приведены удачные примеры, когда частные компании занимались системами водообеспечения. Но, судя по всему, вопрос о формах собственности рискует стать «вечным».
- По крайней мере, Водный кодекс вряд ли примут в этом году, - заверил депутат мажилиса М. Кемел. - Минимум через 6 месяцев, и не раньше, чем будут приняты Земельный и Лесной кодексы.
Идеалистический вариант разрешения проблем предложил Толеген Сарсенбеков, председатель общественного объединения «Водные ресурсы и охрана окружающей среды Казахстана».
- Усиление роли общин водопользователей, - считает он, - позволит повысить экономическую эффективность, увеличить надежность водопроводных и канализационных систем за счет возложения большей ответственности за их эксплуатацию и содержание на самих пользователей.
Вам это знакомо, уважаемые читатели? Если все пройдет по такой же схеме, то у нас не только дома развалятся, но мы начнем и от жажды умирать. А если серьезно, то время покажет. Вернее, покажет следующее поколение, с иной, не потребительской, а хозяйствующей ментальностью.
Особенно это касается села, где уже ощущается острый дефицит воды. Невеселая статистика свидетельствует, что еще 12 лет назад централизованным водоснабжением было обеспечено более 3870 сел. Но за последние 5 лет их число уменьшилось на 407 единиц, причем многие водопроводы восстановлению не подлежат.
Товар - деньги
Между тем конференция приняла к обсуждению еще одну тему - тарифная политика. Экономическим рычагам регулирования качества питьевой воды, как оказалось, отводится чуть ли первое место. Как рассчитывать пени за неплатежи по воде? Хотя для простых потребителей более понятен принцип «сначала вода - потом деньги».
- Для России - это решенный вопрос, - поделился мыслями С. Иванов. - Система административных санкций предусматривает штрафы и за самовольное подключение к центральным сетям водоснабжения, и за сбои в оказании коммунальных услуг, и за качество воды.
Является ли питьевая вода разновидностью товарной продукции? На это вопрос попытался ответить Т. Сарсенбеков:
- Питьевая вода как разновидность товарной продукции, производимой специализированными предприятиями в соответствии с требованиями государственного стандарта, подлежит обязательной сертификации.
Однако это предложение вызвало бурную реакцию представителей государственных структур.
- Раз есть ГОСТы, зачем нужна сертификация? - парировал вице-министр здравоохранения РК А. Беланог.
- Сертификаты выдают производителям, а кто производит воду? - другое замечание, брошенное из зала...
Выражаясь по-научному, вопросы, которые обсуждались потом, свелись к рентоконтролю и рентообразованию. Здесь ваш корреспондент отключился. Остались открытыми вопросы, будет ли у воды хозяин и как дорого нам это может обойтись.
Утешают только задуманные НПО информационные листки, которые будут содержать сведения об источниках водоснабжения, способах водоподготовки и предприятиях, которые за это ответственны. Но вразумительного ответа на вопрос, не умрут ли казахстанцы от жажды, никто так и не дал...
Досье «НН»
По информации ВОЗ, около 2 млрд. человек на земле сегодня страдает от нехватки питьевой воды.
Хотя рынок воды в мире пока еще не сформировался, усилия по его созданию все более активизируются. Значение «водного фактора» будет возрастать в связи с тем, что потребность в питьевой воде вдвое опережает рост населения. И уже сегодня высококачественная природная вода стоит на Западе в 6-8 раз дороже нефти (1 долл./л против 0,15 долл./л). Цена высококачественного пищевого природного льда на мировом рынке - 3000 долл. за тонну и более, то есть дороже меди и алюминия. По прогнозам специалистов, рынок экологически чистой природной питьевой воды будет самым крупным потребительским рынком в XXI веке.
Подсчитано, что общая потребность в экологически чистой воде с учетом производства продуктов питания, медицинских препаратов, пива, различных напитков составляет как минимум 10 млрд. т в год. Таким образом, потребность человека в чистой питьевой воде выше, например, потребности в нефти в 5 раз (сейчас добывается около 2 млрд. т нефти в год). Без привозной воды уже сегодня не может обойтись население Алжира, Гонконга, Сингапура.
Любопытно, что американская элита давно потребляет воду из Гренландии - ее доставляют в США самолетами. Крупным водным экспортером намерена стать и Турция. Ожидаемый годовой доход этой страны от сделок по продаже воды на Ближний Восток - 300 млн. долл. Пока лидерами в экспорте питьевой воды являются австрийцы - 500 млн. долл. в год. Не дремлют и наши ближайшие соседи. В 2001 году Киргизия начала экспортировать в Германию воду с ледников Тянь-Шаня. Канистра объемом 25 литров, наполненная тянь-шаньской водой, стоит в Европе 12 долл.
Даже «социалистическая» Белоруссия наладила поставку воды в Арабские Эмираты, Кению и некоторые другие африканские страны. Рентабельность подобных сделок при действующем в стране налоговом режиме превышает 200 проц.