МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ В СТАТУСЕ КАСПИЯ?
БАКУ.25.07.2002.MEDIA-PRESS: Официальный Тегеран, похоже, скоро сменит свою доселе непреклонную позицию в вопросе правового режима Каспийского моря. Советско-иранские договоры 1921 и 1940 годов "могут оказаться полезными при решении проблемы статуса Каспия, заявил 21 июля секретарь Высшего Совета национальной безопасности Ирана Хассан Роухани (Hassan Rowhani). Об этом сообщило информационное агентство IRNA.
Подобные новации в лексиконе высшего руководства Ирана, разумеется, вряд ли можно объяснить простой оговоркой. До сих пор в заявлениях официального Тегерана, как известно, предмет договоров 1921 и 1940 гг. трактовался в жестком контексте: соглашения являются единственной правовой базой для решения статуса Каспия. Теперь, судя по заявлению Хассан Роухани, позиция Тегерана может претерпеть существенные трансформации, поскольку появление термина "полезный" фактически означает отказ от обязательности использования только этих соглашений в разрешении столь болезненной и актуальной проблемы.
Напомним, что в течение этого года тональность высказываний представителей прибрежных государств в отношении решения проблемы статуса Каспия менялась от безудержного оптимизма до крайнего пессимизма. То раздавались уверения, что все решится на Ашгабадском саммите, то, после его провала, утверждалось, что до конца 2002 года эта проблема вряд ли будет решена. Что касается Ирана, то он обычно демонстрировал неуступчивую позицию. В частности, 20 февраля этого года министр нефти Бижан Зангане (Bijan Zanganeh) заявил, что "Иран основывает свои действия на Каспии на собственном понимании его статуса, и предотвратит действия других стран на структурах, которые считает своими". А 11 марта представители Тегерана заявили, что соглашение о правовом режиме на Каспии, подписанное между Азербайджаном и Казахстаном, противоречит существующим документам, регламентирующим статус этого моря.
Впрочем, напряженность в определении статуса Каспия во многом определялась бескомпромиссностью самого Ирана. Остальные прибрежные страны, как известно, сближают свои позиции. Уже подписаны казахстано-российские, азербайджано-российские и казахстано-азербайджанские соглашения, в основу которых заложено принцип: "дно делим, а вода остается общей". Но до сих пор Иран не устраивал подобный подход. Он настаивает либо на "кондоминиуме" (все - в общем пользовании), либо на принципе "каждой стране - по 20 процентов", мотивируя это прежними советско-иранскими договорами по Каспию. Прошлым летом, как известно, подобное развитие событий чуть не привело к военному инциденту между Баку и Тегераном. Жесткая позиция Тегерана подтолкнула остальные каспийские государства к поиску другого формата переговоров. Фактически могла возникнуть ситуация "четыре плюс один", где Ирану могли сообща противостоять Азербайджан, Казахстан, Россия и Туркменистан.
Напомним, что сразу после инцидента на Каспии президент Азербайджана предложил "отсечь" Иран от переговорного процесса. Именно тогда стало ясно, что Тегеран не только блокирует достижение консенсуса по статусу Каспия, но и может создать здесь весьма серьезное противостояние, причем, не только межу Азербайджаном и Ираном. Как сообщали информационные агентства, Гейдар Алиев предложил Владимиру Путину вести переговоры в формате СНГ, то есть "пять минус Иран", и это предложение было принято. Правда, официальная Москва почти сразу постаралась опровергнуть сообщения информационных агентств, но осведомленные источники в Баку настаивали на том, что инициатива азербайджанского лидера была принята российским президентом. Кстати, несколько позже этот факт косвенно признал и заместитель министра иностранных дел России Виктор Калюжный, предложивший вести переговоры по статусу Каспия "между странами СНГ и Ираном".
Между тем, еще недавно выглядевшее весьма обещающим российско-иранское сотрудничество, за последнее время претерпело существенные трансформации, дальнейшее развитие которых могло бы далеко развести потенциальных союзников. Как писала недавно "Независимая газета", Москва и Тегеран превращаются в потенциальных противников. По мнению газеты, военная операция США в Афганистане поставила Россию и Иран по разные стороны баррикад. К тому же, возникло все более углубляющееся взаимонепонимание по проблеме разграничения на Каспии. Подписание Россией и Казахстаном договоренности о разделе моря и демонстративное укрепление российской Каспийской флотилии, включая проведение военно-морских маневров на Каспии, вызвало в Тегеране крайне негативный резонанс. Эти шаги России некоторые иранские аналитики расценили как "подстрекательские". Официозная "Tehran Times" назвала "жесткие заявления", озвученные Владимиром Путиным сразу после провала Ашгабадского саммита, показателем его "политической незрелости". А спикер иранского парламента Мехди Кярруби заявил, что Иран "сам не проявляет агрессии и не потерпит ничьей агрессии в отношении себя". Напомним, что еще одной "трещиной" в российско-иранских взаимоотношениях стало и строительство атомной станции в Бушере. Иранская сторона, как сообщалось в прессе, упорно отказывается возвращать в Россию отработанное ядерное топливо, которое может быть использовано при производстве ядерного оружия.
Между тем, заместитель министра иностранных дел РФ Вячеслав Трубников, как известно, на днях посетил Иран, где обсудил с его руководством все эти наболевшие проблемы, включая такую болевую, как проведение военно-морских учений на Каспии. Публикации в тегеранской прессе на этот счет носят дипломатический характер, однако обратим внимание на заявление иранского коллеги Трубникова - Мосхена Эминзаде, который отметил, что, как оказалось, "Иран первоначально не правильно оценил" цели этих учений, и теперь решил принять в них участие. Любопытно, что еще совсем недавно газета "Iran Daily" говорила о том, что Россия с помощью этих маневров хочет восстановить свое доминирование в регионе, и что Москва хочет таким образом усилить давление на Иран в вопросе статуса Каспия. Как бы то ни было, но теперь, после визита Трубникова и заявления секретаря Высшего Совета национальной безопасности Ирана Хассан Роухани о "полезности" советско-иранских договоров 1921 и 1940 годов при решении проблемы статуса Каспия, ситуация, не исключено, может измениться. Иран может отказаться от своей жесткой позиции в вопросе правового режима Каспия. Однако, как известно, "одна ласточка не делает весны". Развитие событий покажет, насколько Иран готов трансформировать свою позицию. Собственно, ждать осталось недолго. Как известно, 29 июля в Тегеране пройдет очередная встреча рабочих групп по статусу Каспия на уровне заместителей министров иностранных дел прибрежных государств. Напомним, что недавние азербайджано-иранские консультации по этой проблеме, прошедшие в Баку и Тегеране, завершились фактически безрезультатно.
Copyright©by Media holding,2002