«алжирскому чемберлену» Россия сама хочет договориться с европейцами о либерализации рынка газа
Сегодня в столице Алжира начнется двухдневный «круглый стол» стран-производителей газа. На нем предполагается обсудить планы Евросоюза по либерализации своего газового рынка. Помимо хозяев, во встрече примут участие крупные поставщики газа топлива в ЕС -- Норвегия, Ливия и Россия. Однако, как стало известно газете «Время новостей», планировавшаяся ранее поездка представительной делегации от нашей страны не состоится. Минэнерго РФ будет представлено одним чиновником - замначальника департамента газовой промышленности и газификации Олегом Апполонским. Фактически игнорируя совещание, Россия намерена продемонстрировать некоторым странам, которые претендуют на лидерство в урегулировании отношений с европейцами, «кто в доме хозяин». Так газете «Время новостей» прокомментировал ситуацию анонимный источник в Минэнерго. О проведении круглого стола производители газа договорились в мае на своем форуме в Тегеране. На нем чуть ли не впервые о создании газового аналога ОПЕК при таком составе участников, который бы стал достойным ответом либерализации рынка газа в Европе. Тогда же стало ясно, что Алжир собирается «подмять» этот процесс под себя.
Российский «Газпром» в прошлом году поставил в Европу 126,7 млрд кубометров газа, что составляет более 40% от всего газового импорта стран ЕС и четверть от всего потребления. В соответствии с действующими долгосрочными контрактами уже к 2005 году экспорт вырастет на 50 млрд кубов. Второй по величине поставщик - Алжир обеспечивает только 54 млрд кубометров, а крупнейший производитель газа в самой Европе - Норвегия - экспортирует 50 млрд в год. Нидерланды, которые сейчас добывают порядка 30 млрд кубов в год, по оценкам экспертов практически исчерпали свои запасы. В то же время в соответствии с прогнозами спрос на газ в еврозоне будет стабильно расти.
Гендиректор главного отраслевого института ВНИИГАЗ Рудольф Тер-Саркисов заявил газете «Время новостей», что серьезной альтернативы российскому газу у Европы нет ни сейчас, ни в многолетней перспективе. «Единственная страна с близкими к российским показателям запасами - это Иран, который, судя по всему, будет ориентироваться на рынок Пакистана и Индии, -- говорит он. -- Что касается Алжира и Норвегии, то значительных резервов для роста добычи они не имеют. Те же алжирцы держатся за счет одного единственного крупного месторождения Хасси'Эрмель с запасами порядка 3 трлн кубометров, а «Газпром» располагает 29 трлн кубов газа».
В такой ситуации желание держать в собственных руках нити переговоров с ЕС понятно и естественно. Что касается собственно либерализации европейского рынка газа, то она уже идет полным ходом. В декабре 2001 года запущен механизм торгов газом на британском узловом пункте National Balancing Point, где в первый же день было заключено 115 сделок. В континентальной Европе торги ведутся в Бельгии на пункте Zeebrugge и на германо-голландской границе Bunde-Oude, где устанавливается цена на норвежский, голландский и британский газ. По мнению эксперта, который не пожелал, чтобы его имя было упомянуто в печати, заявил, что «Газпром» в сегодняшнем состоянии не готов к работе в новых условиях. Он видит в европейской либерализации шанс для независимых производителей газа, прежде всего «Итеры» и нефтяников, прорваться на экспортный рынок. Однако в последнее время газовый концерн активно готовит базу для работы на спотовом рынке, развивая сеть подземных хранилищ газа, которые позволят технологически осуществлять краткосрочные поставки. Буквально неделю назад глава «Газпрома» Алексей Миллер договорился с руководителем НАК «Нафтогаз Украины» Юрием Бойко об использовании для этих целей украинских ПХГ. Кроме того, в «Газпроме» разрабатывается программа, которая предусматривает либо акционерное участие в компаниях, контролирующих хранилища в странах Европы, либо аренду подобных мощностей. По мнению аналитика Объединенной финансовой группы Павла Кушнира, в перспективе европейские нововведения способны сыграть добрую службу «Газпрому». «Больше всего от нового порядка пострадают крупные посредники, такие как Ruhrgas или Gaz de France, -- считает он. - А цены, по которым будет продавать российская компания, могут быть значительно выше сегодняшних, привязанных к нефти. Прежде всего, за счет более близкой дистанции до конечного потребителя».
В то же время официальная позиция концерна по поводу либерализации претерпела лишь несущественные изменения. Как заявили в «Газпроме» газете «Время новостей», функционирование рынка газа ЕС должно основываться на долгосрочных контрактах, а биржевые торги должны вводиться в качестве «довеска» к ним. В концерне категорически отказались назвать устраивающие его соотношения двух схем поставок, подчеркнув, что это вопрос переговоров. Однако ясно, что эта цифра не может быть слишком значительной. Тем не менее, готовность к компромиссу со стороны «Газпрома», который до последнего времени был принципиально против изменения системы поставок, не случайна. Дело в том, что, судя по всему, к аналогичному шагу созрели и европейцы. Одним из решающих факторов стал первый катаклизм, который произошел пару месяцев назад на британском узловом пункте. Тогда из-за технической неисправности поставки по газопроводу Interconnektor были приостановлены, в результате чего дешевый биржевой газ тут же стал дорогим. Учитывая технологические сложности с транспортировкой и хранением газа, вероятность регулярных сбоев системы может привести в конечном итоге к росту цен на это топливо в ЕС. В этих условиях выгода от либерализации рынка для потребителей стала еще более неочевидной.
Алексей ГРИВАЧ