БОРЬБА ДЕЛАЕТ НЕЯСНЫМ ИСХОД ВЫБОРОВ В ТУРЦИИ Комментарий EurasiaNet Мевлут Катик
Проведя 1 октября первое после летнего перерыва заседание, парламент Турции закрыл сессию, не поддавшись настояниям некоторых депутатов, которые хотели бы, продолжая работу парламента, перенести выборы на более поздний срок. И хотя выборам, намеченным на 3 ноября, вряд ли что-нибудь помешает, политические маневры такого рода будут доминировать в период, оставшийся до начала голосования.
Турецкие партии изо всех сил пытаются воспрепятствовать участию в выборах известных политиков, используя для этого закон о 10-процентном барьере. Вместо того чтобы работать с избирателями, партии развернули кампанию борьбы друг с другом. Политическое пространство в стране не отличается единством, а обвинения в нарушении процедуры, как оказалось, в последнее время достигают своей цели. 20 сентября центральная избирательная комиссия постановила, что лидер Партии справедливости и развития (AKP) Реджеп Тайип Эрдоган отстраняется от участия в выборах, поскольку в 1998 г. он был осужден по обвинению в возбуждении религиозной и этнической вражды. (Эрдоган публично декламировал популярную поэму, наполненную агрессивно-религиозными образами). Партия Эрдогана продолжает лидировать в рейтингах, а закон, по которому он был осужден, был изменен и в настоящее время не имеет силы. Тем не менее избирательная комиссия не стала разбираться в сроках давности, решив вместо этого, что от выборов отстраняются все, кто когда-либо обвинялся в совершении преступления. Под запрет попал также ярый исламист, бывший премьер-министр Неджметтин Эрбакан, а кроме того, правозащитники и активисты движения в защиту курдов.
Принимая во внимание, что президент Ахмед Недждет Сезер угрожает отправить в отставку правительство, если оно не сможет наладить совместную работу, снятие с выборов Эрдогана снижает накал предвыборной борьбы. Оставаясь лидером партии, Эрдоган, однако, продолжает предвыборную агитацию в регионах, выразив 1 октября в беседе с журналистами надежду, что Турция «вскоре станет образцовой демократической страной». Если AKP победит на выборах, то на посту лидера партии Эрдогана, возможно, заменит его заместитель Абдулла Гуль. Избирательный совет разрешил Эрдогану войти в будущем в правительство, заявив, что если судебное решение будет аннулировано, то он сможет претендовать на место в следующем составе парламента. Временное исключение Эрдогана из числа кандидатов, скорее всего, не повлияет на популярность AKP. Конституционные поправки 2002 г. усилили приверженность Турции принципу свободы слова, поэтому главной причиной решения комиссии от 20 сентября стало, возможно, желание не допустить победы на выборах наиболее популярного кандидата.
Другие пользующиеся популярностью кандидаты также могут потерять шанс на вхождение в правительство. 10-процентный барьер может оказаться слишком высоким для Демократической левой партии (DSP) во главе с премьер-министром Бюлентом Эджевитом, а также для Партии отечества (ANAP), возглавляемой вице-премьером Месутом Йылмазом. Эти партии, в настоящее время входящие в правящую коалицию, находятся в центре политической жизни Турции с 1980-х гг. Однако опросы свидетельствуют, что им, возможно, не удастся войти в следующее правительство. Барьер может не преодолеть еще один партнер по коалиции, Партия национального действия (MHP), а также образующая главную оппозиционную фракцию в парламенте Партия верного пути (DYP). Лидер MHP Девлет Бахчели не согласен с данными опросов, указывающими, что обе партии находятся на границе 10-процентов. Бахчели высмеял призывы партий отложить выборы, прозвучавшие на митинге 28 сентября. «Их цель совершенно очевидна: сформировать правительство без MHP», - передало его слова агентство Anatolia. Между тем DYP вступила в альянс с Демократической партией Турции, явно повысив свои шансы на избрание в парламент.
Кто бы ни оказался в итоге в законодательном органе, вся эта чехарда вряд ли будет способствовать выходу Турции из череды кризисов. Не удастся, вероятно, и организовать публичное обсуждение выгод и обязательств, связанных со вступлением Турции в Европейский Союз (после рассмотрения последним в декабре этого года заявления Турции о приеме в члены ЕС). С тех пор как в июле Эджевит пошел на уступки и объявил о досрочных выборах, правительство несколько раз находилось на грани роспуска. Йылмаз заявил, что его партия выйдет из коалиции, если MHP продолжит политику блокирования реформ, которые должны были облегчить принятие Турции в ЕС. [Историю вопроса см. Архив рубрики EurasiaNet]. 13 сентября, а затем и 30 сентября Йылмаз выступил с предложением отложить выборы до тех пор, пока не закончится декабрьская сессия Евросоюза. Возможно, Йылмаз рассчитывает на дополнительные голоса после триумфального принятия страны в сообщество европейских стран. Однако маневры Йылмаза могут быть и следствием снижения популярности его партии и отступничества некоторых ее руководителей. Играя на кризисной ситуации, Йылмаз доведет дело до того, что его партия вообще не войдет в следующий состав правительства.
Партии, не способные пройти в новый парламент, по-видимому, займутся мелким политиканством, а не политикой. Некоторые из них уже зондируют возможность изменения закона о выборах, требуя объединения партийных списков или снижения избирательного барьера до 5 процентов. Недавно созданная партия бывшего министра иностранных дел Исмаила Джема, Партия новой Турции (YTP), также выступает за снижение барьера. Платформа этой партии стала гораздо менее амбициозной с тех пор, как она была учреждена в июле пользующимся популярностью Джемом. Раньше Джем говорил о поддержке религиозной свободы, терпимости в отношении этнических курдов и проведении рыночно-ориентированных реформ. Пока власть остается в руках Эджевита, об этих целях говорить не приходится. Все эти политические игры свидетельствуют о том, что сломать давние традиции турецкой политической жизни гораздо труднее, чем это казалось Джему и другим реформаторам.
Тем не менее, старые игры ведутся в новом контексте. Институты гражданского общества имеют сегодня больше прав для того, чтобы противостоять политическим манипуляциям. Кроме того, укрепилась президентская власть, благодаря которой страна сегодня не сползает к хаосу. Президент Сезер напомнил рассорившимся политикам, что может распустить парламент, если тот не сможет работать. Опытный адвокат и юрист, президент Сезер может пойти на прекращение шумных дебатов о переносе выборов. Но даже если он это сделает, ясно, что партийная система должна быть подвергнута реформированию. Сомнительные политические маневры последних недель, связанные с реформами и начавшиеся накануне принятия страны в Европейский Союз, должны убедить турецких политиков в том, что для управления страной после 3 ноября понадобятся мыслительные усилия более высокого уровня.
От редакции. Мевлут Катик - журналист и политолог, живет в Лондоне. Работал в качестве корреспондента BBC, сотрудничал с медиахолдингом The Economist Group.