Борьба с терроризмом становится многовекторной //GazetaSNG.ru// Александр Орлов
Несмотря на то, что в Афганистане была проведена масштабная антитеррористическая операция по ликвидации очагов международного терроризма, и страны Центральной Азии освободились от ежегодных вторжений талибов на свои территории, Афганистан по-прежнему остается одним из самых мощных каналов наркотрафика в мире. Военная операция так и не смогла уничтожить инфраструктуру наркомафии, активно развивающуюся в этой стране. По мнению российского МИДа, настало время переосмыслить свои действия в отношении Афганистана и разработать специальную стратегию, чтобы в корне изменить сложившуюся ситуацию.
На недавно прошедшем саммите НАТО и Совете Евроатлантического партнерства в Праге, участники этих мероприятий сошлись во мнении, что на сегодняшний день наркоугроза представляет собой не меньшую опасность, чем терроризм. Одним из инициаторов создания широкой международной коалиции по борьбе с наркомафией выступил президент Таджикистана Эммомали Рахмонов. "Если различные религиозные, экстремистские, радикальные лозунги и идеи сепаратизма, являются идеологическим прикрытием международного терроризма, то наркобизнес - его финансовая опора", - подчеркнул Рахмонов.
К мнению своего таджикского коллеги присоединился и президент Казахстана. Он также уверен, что объем наркотрафика из Афганистана не сократился, а, наоборот, увеличился, и это позволяет преступным организациям финансировать подготовку боевиков и осуществлять теракты в различных странах мира. К тому же руководство центральазиатских стран обеспокоено тем, что жители этих государств активно вербуются международными террористическими организациями. В этой связи Нурсултан Назарбаев выразил готовность к тесному сотрудничеству с СЕАП, а также предложил создать в Казахстане учебный центр программы "Партнерство во имя мира", целью которой станет подготовка кадров в сфере пограничной безопасности и борьбы с опасными видами контрабанды.
Президент Узбекистана Ислам Каримов также высказался за активизацию взаимодействия стран НАТО с государствами Центральной Азии, особенно в сфере обеспечения безопасности. Узбекский лидер высказал убежденность, что бороться с международным терроризмом "можно только совместными силами". Он также отметил, что меры и программы, которые в большом количестве реализуются под эгидой различных международных организаций, плохо скоординированы между собой и не подкрепляются достаточными финансовыми и материальными ресурсами. По мнению Каримова, на смену этим разрозненным программам должна прийти "управляемая из одного центра четкая, жесткая, хорошо продуманная система профилактических и упреждающих мер, направленных на ликвидацию, в первую очередь, самих источников этой страшной угрозы и формирование в регионе так называемого "пояса безопасности".
Заметим, что обсуждение борьбы с международным терроризмом стало основной темой встречи глав МИДов стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), прошедшей накануне саммита НАТО. Участники форума высказались за скорейшее принятие в ООН Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом и Конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма. Кроме того, участники совещания заявили о поддержке усилий международного сообщества, направленных на перекрытие каналов финансирования террористической деятельности. Также министры внешнеполитических ведомств ШОС выразили обеспокоенность оживлением в различных странах Азии сепаратистских тенденций и усилением связей между терроризмом и сепаратизмом. Как отмечают наблюдатели, самой активной из этих групп является Исламское движение Узбекистана (ИДУ), которое осуществило ряд терактов на территории Киргизии и других государств региона с целью свержения существующих там светских режимов. Госдепартамент США включил ИДУ в список иностранных террористических организаций. Напомним, что эта организация имеет тесные политические и военные связи с "Аль-Каидой" и ее члены воевали на стороне талибов в Афганистане. Уместно напомнить, что весной этого года Киргизия депортировала в Китай двух членов Исламского движения Восточного Туркестана, планировавших на территории республики ряд терактов.
Озабоченные сложившейся ситуацией правительства стран центральноазиатского региона предложили широкую поддержку США в деле борьбы с терроризмом. Между тем американское руководство считает, что пока продолжаются операции в Афганистане, уровень военного присутствия США в регионе, "по всей видимости, останется неизменным". По мнению госдепартамента, присутствие США в регионе для борьбы с терроризмом отвечает, в том числе и интересам России. Однако Вашингтон заверяет, что у него нет намерений создавать постоянные военные базы на территории Центральной Азии.
Интересно, что руководство стран этого региона начинают осознавать необходимость не только американской, но и российской помощи в борьбе с терроризмом. В настоящее время правительства Казахстана и России ведут переговоры о кооперации военно-промышленных комплексов двух стран.