CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

mn.ru

СКВ для СНГ

26 ноября 2002

для СНГ Дмитрий Докучаев Рубль не справится с ролью евро на просторах Содружества

На минувшей неделе в Москве совещались руководители центральных банков стран-участниц Евразийского экономического сообщества (Россия, Казахстан, Киргизия, Белоруссия и Таджикистан). Один из обсуждаемых вопросов - возможность введения единой валюты в странах ЕврАзЭС. Есть ли у российского рубля шансы сыграть роль этой единой валюты? Об этом - бывший зампред Банка России, руководитель консалтинговой группы БФИ Александр ХАНДРУЕВ. - Готов ли наш рубль к выполнению роли евро на просторах СНГ?

- На мой взгляд, в настоящее время нет никаких предпосылок для того, чтобы рубль стал единой расчетной единицей. Кроме того, в этом нет никакой необходимости ни для стран СНГ, ни для самой России.

- А как же переговоры главных банкиров пяти государств?

- Я их оцениваю весьма скептически. Это, безусловно, дружеская встреча. Люди говорят на одном языке - русском. Но в то же время - на разных языках в том, что касается экономики. Потому что каждая страна решает свои специфические задачи. Например, степень открытости экономики Киргизии и Казахстана выше, чем у России. Эти страны далеко продвинулись по пути интеграции в международное сообщество. А Туркменистан, наоборот, придерживается, скажем так, самобытного национального пути развития. Поэтому для глав центробанков интересы их стран, конечно, ближе, чем интеграционные проблемы. Вот почему никаких практических решений в плане перехода на единую валюту на встрече не приняли, да и не могли принять.

- Чего же не хватает для этого: политической воли?

- Поймите, главы центробанков просто не могут принять решение за участников рынка, какую валюту им использовать. Прошли те времена, когда всем ведали ЦК КПСС, Совет Министров, Госплан или СЭВ. Это решают сами участники, агенты рынка, которые, проводя свои сделки, учитывают собственные валютные риски и издержки. А на сегодня ситуация такова, что при расчетах в долларах издержки меньше, чем даже в евро, не говоря уж о рубле.

- Какие издержки имеются в виду?

- Допустим, вы хотите рассчитаться с агентом из СНГ по какой-нибудь операции в рублях. Значит, надо, чтобы банк-респондент имел рублевый счет. А если он не имеет, вы должны выходить на другой банк, который бы имел корреспондентские отношения с этим, и так далее... В результате набегают "лишние" комиссионные, которые делают сделку невыгодной.

- Но ведь многие банки на территории СНГ работают с рублями: так уж сложилось исторически...

- То, что у вас имеются рублевые счета, еще не значит, что вы свои сделки проводите преимущественно в рублях. Держать рубли сейчас достаточно рискованно. В торговом отношении со странами СНГ существует дисбаланс в пользу России. И это фактор валютного риска. Ведь в России темпы экономического роста уступают многим странам СНГ, а уровень инфляции, наоборот, превосходит. Кроме того, устойчивость рубля до сих пор оставляет желать лучшего.

- Значит, никаких договоренностей между странами СНГ о едином валютном пространстве ожидать не приходится?

- Жестких - нет. Мы должны стремиться к мягким договоренностям, которые гораздо полезнее на данном этапе. Надо не командовать, а дать возможность участникам рынка выбирать. Но пока не было проведено еще ни одной встречи относительно обсуждения, допустим, режима обменного курса. У нас нет пока даже договоренностей по поводу обмена информацией о действиях, которые предпринимаются в денежной и валютной политике отдельных государств.

- На какую же валюту ориентируются другие страны СНГ?

- Жизнь дает однозначный ответ на этот вопрос. Хотим мы того или нет, но обязательной резервной валютой является доллар. Плюс для европейских стран СНГ - евро, а для стран Восточной Азии - йена. При этом надо понимать, что ориентация на доллар происходит не потому, что американский президент приказал, а потому, что просто есть спрос на эту валюту.

- А вообще насколько полезен сейчас переход на единую валюту в рамках Содружества?

- Считаю, что он даже вреден. Все наши ошибки и просчеты были связаны с тем, что мы пытались искусственно убежать вперед. Создание единого валютного пространства - это вершина интеграционных процессов в экономике. Нельзя, условно говоря, сразу оказаться на десятом этаже здания, не преодолев первые девять. В 1991 году внутренний товарооборот между странами СНГ занимал 76 проц. от общего, а сейчас только 28. Для сравнения: в рамках еврозоны он составляет 65 проц. Кроме того, страны ЕС существенно продвинулись по пути либерализации движения товаров и услуг. У нас же одни только разговоры, под которые еще больше удлиняется барьер. Мы настолько далеко разбежались, что невозможно сойтись по мановению волшебной палочки или по указанию мудрого президента. Изменить ситуацию может только сама жизнь. Захотят агенты рынка торговать друг с другом за рубли - будет единая валюта. А задача государства - создать для этого благоприятные условия: политические, законодательные, экономические.

- То есть бессмысленно сегодня делать какие-то прогнозы о валютной интеграции, например, на 2010 год?

- Знаете, был исторический период в начале 90-х, когда у нас имелся исторический шанс сохранить рублевое пространство если не полностью, то хотя бы в каких-то формах. Но тогда Россия или не захотела, или побоялась взять на себя ответственность. А скорее всего, у нашей страны были тогда свои проблемы типа гиперинфляции, поэтому было не до интеграции. Тогда жизнь пошла по другому сценарию: возобладали центростремительные тенденции, и страны СНГ перешли на собственную национальную валюту. Наверное, что-то мы могли сохранить, когда контакты с соседями были не только дипломатическими, но еще живыми, человеческими. Они, наверное, и сейчас сохранились, но уже превалируют другие интересы - деловые. Поэтому, думаю, нынешнее поколение граждан стран СНГ будет жить при своих валютах.

mn.ru

Предыдущая статьяИран не оставляет надежды по Каспию
Следующая статьяДействительно ли Таджикистан собирается поменять российских союзников на американских?