Кое-кто хочет свернуть реформы в Иране 28.11.2002
По сообщению Би-Би-Си, заместитель председателя меджлиса, генеральный секретарь Иранского исламского фронта участия Мохаммед Реза Хатами предупредил, что кое-кто из консерваторов прилагает усилия к тому, чтобы ввергнуть страну в кризис, дестабилизировать обстановку и, объявив о введении чрезвычайного положения, полностью взять власть в свои руки.
В интервью корреспондентам ИСНА г-н Хатами, не называя конкретных имен, сказал: «Определенные лица выступают за введение чрезвычайного положения. Они хотят, по их собственному выражению, свернуть реформы».
Обычно после того, как судебная власть начинает аресты среди политиков и проводит судебные заседания, реформаторы, прямо не называя эту власть, обвиняют ее в том, что она вызывает в стране беспорядки и создает условия для использования вооруженных сил и полувоенных формирований. На протяжении последних четырех лет, т.е. со времени обострения борьбы за власть между двумя политическими течениями, такое происходило неоднократно.
Г-н Хатами вместе с тем сказал: «Временами некоторые средства массовой информации, некоторые судебные и исполнительные органы власти и силы безопасности в связи с теми или иными событиями предпринимают такие шаги, что если посмотреть со стороны, то возникает мысль о полной скоординированности их действий. Это лишний раз подтверждает высказанные предположения (об усилиях консерваторов по свертыванию реформ)».
В последние месяцы, в особенности со времени начала подготовки американского нападения на Ирак, пессимизм реформаторов во власти в отношении консерваторов настолько усилился, что они даже стали обвинять последних в том, что во время боевых действий против Ирака, когда внимание мировой общественности будет приковано к этим событиям, консервативное крыло в Иране сделает все, чтобы покончить с реформаторами.
Кроме того, Мохаммед Реза Хатами обвинил консерваторов еще и в том, что некоторые из них добивались вынесения приговора Хашему Агаджери, а сейчас добиваются приведения его в исполнение в надежде на то, что им удастся использовать протесы, которые могут выйти за рамки законов, в качестве предлога для сведения счетов с реформаторами. Г-н Хатами оказался не готовым во время интервью назвать конкретных людей и перечислить группировки, которые, по его мнению, стараются дестабилизировать обстановку с стране и «свернуть реформы».
Мохаммед Реза Хатами делал упор на том, что существуют такие органы власти, и они всем известны, которые ни перед кем не отчитываются в своей деятельности. В этой связи он подчеркнул: «Каждый из этих органов власти играет определенную роль. Они могут отменять решения меджлиса, срывать мероприятия исполнительных органов власти и правительства, а в ряде случаев и оказывать негативное влияние на международные отношения. Они могут также принимать меры в отношении политических сил и движений в стране, прессы и средств массовой информации».
По словам Мохаммеда Реза Хатами, если проанализировать события последних двух-трех лет, можно легко определить, о каких органах власти идет речь.
Из косвенных намеков Мохаммеда Реза Хатами можно понять, что, по всей видимости, в основном он имел в виду судебную власть и различные судебные органы, поскольку именно они в последние годы занимались теми проблемами, о которых говорилось выше.
Так, революционный суд в течение нескольких последних лет вынес ряд приговоров в отношении политических группировок, которые не входят во власть, и в отношении некоторых лидеров студенческого движения. Суд, занимающийся делами прессы, закрыл 85 печатных изданий, в основном принадлежавших реформаторам. Особый религиозный суд приговорил к тюремному заключению целый ряд религиозных деятелей за их критические выступления. Десятки депутатов меджлиса были приговорены к различным наказаниям другими судами.
Кроме того, Мохаммед Реза Хатами обвинил судебную власть в том, что она «ни перед кем не несет ответа».
«Мы вероотступники»
26 ноября Мохаммед Реза Хатами во время выступления в Исфагане на митинге протеста против смертной приговора Хашему Агаджери заявил: «Мы вероотступники с точки зрения религии, которая не несет свободы и справедливости. Мы вероотступники с точки зрения религии, которая используются некоторыми политиками как средство для достижения своих целей в борьбе за власть. Мы храним верность религии пророка Мохаммеда и Исламской республике имама Хомейни (прежнего духовного лидера ИРИ)».
Затем Мохаммед Реза Хатами подверг критике государственную религию. Он сказал, что люди негативно относятся к государственной религии, поскольку многие жестокости совершаются от имени религии. Из слов Мохаммеда Реза Хатами можно понять, что он поддерживает нерелигиозное правление. До сих пор в Иране многие прогрессивно мыслящие политики, которые считали, что религия перестает быть чистой, если она становится государственной, вызывались в суд и в некоторых случаях оказывались в тюрьмах.
Хашем Агаджери также был обвинен в осквернении исламских святынь и приговорен к смертной казни за свои заявления, в которых он подверг критике традиционную в Иране трактовку религиозного учения.
Иран.Ру