Туркмены попросят убежища в Баку
В эксклюзивном интервью "Эхо" бывший посол Туркменистана в Турции Нурмухаммед Ханамов заявляет, что Сапармурат Ниязов, безусловно, санкционирует проведение операций своих спецслужб в Азербайджане Н.АЛИЕВ
Вчера в Ашгабате движение "Галкыныш" и Демократическая партия Туркменистана, главой которых является президент Сапармурат Ниязов, провели митинг, участники которого потребовали смертной казни для людей, "покушавшихся на жизнь Туркменбаши". Смертная казнь в Туркменистане была отменена в 1999 году, однако в своем обращении манифестанты призвали президента в виде исключения применить ее "к отщепенцам и подлецам". Вообще же после покушения на Сапармурата Ниязова по Туркменистану прокатилась волна арестов. По данным правозащитников, в этой стране задержаны уже более 100 человек.
Самое интересное, что начавшаяся кампания по поимке туркменских оппозиционеров может самым непосредственным образом затронуть и Азербайджан. В эксклюзивном интервью "Эхо" об этом заявил бывший посол Туркменистана в Турции и Израиле, член Временного исполнительного совета Народного демократического движения Туркменистана (ВИС НДДТ) Нурмухаммед ХАНАМОВ. По его словам, Азербайджан, так же, как и другие соседние с Туркменистаном страны, остается в сфере интересов туркменских спецслужб. "Ниязов предпочитает действовать вне рамок общепринятых норм международного права, и именно с соседними, сопредельными государствами ведет себя наиболее развязно и нагло. Как и во всем, в межгосударственных отношениях у Ниязова "свой путь", - сказал Нурмухаммед Ханамов. "Крайне негативное отношение Ниязова к своему азербайджанскому коллеге общеизвестно. Используя эту неприязнь своего вождя и пытаясь ему угодить, сотрудники спецслужб Туркменистана неоднократно докладывали Ниязову о том, что президент Алиев укрывает его (Ниязова) оппонентов у себя в стране. Безусловно, Ниязов санкционирует проведение спецопераций своей разведки в Азербайджане". В день, когда произошло покушение на Туркменбаши, Нурмухаммед Ханамов находился в Мюнхене, где НДДТ проводило заключительную серию консультаций и совещаний со своими сторонниками по согласованию окончательного варианта политической программы движения и сроков ее реализации. Несмотря на это, Ханамов вместе с другими видными деятелями туркменской оппозиции был обвинен в организации преступления. Правоохранительные органы Туркменистана заявили, что организатором, предоставившим исполнителям оружие, транспорт и оплатившим акцию, является бывший заместитель министра сельского хозяйства Сапар Ыклымов. За ним стоят бывшие вице-премьеры Борис Шихмурадов, Худайберды Оразов и Нурмухаммед Ханамов. Предствитель МИД Туркменистана отмечает, что "полтора месяца назад Ханамов говорил о "подарке", который они готовят президенту, а Шихмурадов заявлял, что будут использованы все средства и методы для дестабилизации обстановки в стране". Мехжу тем сам Ханамов категорически опровергает информацию официального Ашгабата.
- Насколько справедливы утверждения нынешнего руководства Туркменистана о причастности оппозиции к покушению?
- На состоявшемся сразу же после инцидента заседании Кабинета министров Ниязов, как обычно, изложил свою версию события, вникнув в которую, без особого труда можно понять всю абсурдность происшедшего. По пути его следования из загородной резиденции в президентский дворец несколько автомашин, а именно КамАЗ, "Газель" и БМВ, перекрыли дорогу его "Мерседесу-600". Однако сделали это таким образом, что автомобиль С.Ниязова, управляемый, кстати, им самим, спокойно преодолел это препятствие и продолжил путь. О том, что находящиеся в автомашинах люди открыли огонь из автоматического оружия по замыкающим кортеж автомобилям, Ниязов, по его же собственным словам, "узнал только в президентском дворце со слов встретивших его охранников". По сложившейся в последние годы в Туркменистане традиции, С.Ниязов, не задумываясь, тут же вынес приговор, который, без сомнения, станет "руководством к действию" для полностью подвластных ему правоохранительных органов. Так что можно не сомневаться, что никакое альтернативное расследование вестись не будет. Если Туркменбаши сказал, что "это дело рук оппозиции - Б.Шихмурадова, Н.Ханамова, Х.Оразова и С.Ыклымова", следственные органы и прокуратура сделают все, чтобы это доказать. В расчет не будет принято, что все они уже давно находятся за пределами Туркменистана. Как и все, мы также узнали о происшествии в Ашгабате из средств массовой информации.
- Но можно ли провести такую акцию в сегодняшнем Туркменистане, да еще так, чтобы об этом не знали спецслужбы?
- Нынешний год ознаменовался для силовых структур Туркменистана тем, что трижды почти полностью обновлялся состав всех спецслужб. К тому же С.Ниязов категорически запретил принимать на работу в правоохранительнве органы и спецслужбы людей, получивших образование во времена Советского Союза. Напуганные многочисленными "чистками", имея перед собой примеры бездоказательных увольнений, а нередко и тюремных заключений, сотрудники спецслужб Туркменистана деморализованы и подавлены. Все это не могло не отразиться на качестве их работы, поэтому сейчас спецслужбам трудно контролировать ситуацию в стране. Однако необходимо отметить, что за годы независимости в Туркменистане все инакомыслящие либо уничтожены, либо вытеснены за пределы страны. Границы Туркменистана "на замке", списки прибывающих в страну тщательно проверяются. Поголовное прослушивание телефонных разговоров, контроль над пользователями Интернетом и даже самая примитивная слежка и доносительство наводят на мысль о том, что без ведома Ниязова и его прислужников в Туркменистане ничего не случается. Тем более, когда речь идет о подобных "инцидентах" в центре столицы. Скорее всего это была спланированная заранее провокация властей с целью усилить и без того невыносимый ниязовский произвол. - Вероятно ли усиление репрессий? Репрессии уже начались. Всего через несколько часов после так называемого "покушения" многочисленная семья Ыклымовых - живущих в Ашгабате родственников бывшего заместителя министра сельского хозяйства Сапара Ыклымова - была арестована, включая женщин и детей. И вряд ли Ниязов на этом успокоится. Ему, как всякому диктатору, доставляют удовольствие издевательства над людьми.
- Власти Туркменистана могут начать поиск лидеров НДДТ не только в Туркменистане, но и соседних странах?
- Поиски лидеров оппозиции не прекращались никогда. Представители спецслужб Туркменистана вольготно чувствовали себя и в России, и в Турции, и в некоторых других странах. Правда, далеко не все шли на поводу у Ниязова. Именно по этой причине Ниязову понадобилось изобрести такую аферу, как вчерашнее "покушение", чтобы подвести ненавистных ему оппозиционеров под непопулярное сегодня определение "терроризм". Что касается операций спецслужб Туркменистана в Азербайджане, то законность подобных действий его не интересует. Он не имеет ни малейшего представления о международном праве и праве вообще. Ниязов уже неоднократно заявлял, что туркменская оппозиция пользуется поддержкой "богатой азербайджанской диаспоры" Туркменистана. Сегодня он обвиняет грузин в "международном терроризме" на территории Туркменистана. Тем самым он пытается оправдать не только действия своих спецслужб за границей, но и внутреннюю варварскую политику притеснения и репрессий нетуркменского населения Туркменистана.
- Как, по-вашему, скажется новая внутриполитическая ситуация в Туркменистане на внешнеполитическом курсе страны - переговоры по Каспию, спор с Азербайджаном вокруг месторождений и прочее?
- Ниязов был непредсказуем даже в самые благополучные годы, когда оппозиция не очень сильно беспокоила его. Получив возможность открыто критиковать позиции Ниязова по спорным международным вопросам и разоблачать его коварные планы, дистабилизирующие обстановку в регионе, представители туркменской демократической оппозиции вызвали у него приступ ярости, а в этом состоянии человек не может принимать адекватных ситуации решений. Так что с уверенностью можно сказать, что до тех пор, пока он находится у власти, тупиковые варианты нам обеспечены... Между тем, как сообщили "Эхо" в Центре правовой помощи мигрантам, в последнее время в Азербайджан из Туркменистана прибыли несколько семей. По словам источника, причиной их отъезда из соседней страны стали гонения, в том числе и политические. По полученной нами информации, некоторые из этих людей собираются просить в Азербайджане убежища. Случаев экстрадиции из Азербайджана в Туркменистан, происходивших ранее, правозащитники не припоминают. Директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов вспомнил лишь "уголовный" инцидент пятилетней давности. "За взятку в одной из азербайджанских колоний выпускали туркменского гражданина, который ездил в Туркменистан, там воровал, а потом возвращался в Азербайджан и снова садился. Естественно, что у него было железное алиби. Пока однажды туркменский следователь не приехал сам в Баку, не нашел его и буквально за руку не привел к нему полицию. Инцидент пытались замять, но все равно был скандал, и начальство колонии сняли", - рассказал Зейналов. Что касается в целом проблемы экстрадиций из стран СНГ в центральноазиатские республики, то, по словам Э.Зейналова, она становится актуальной каждый раз, когда там возникают или обостряются внутренние конфликты, а вслед за ними и волны политической эмиграции. "СНГ, охваченное двусторонними договорами о взаимной правовой помощи, уже давно стало единым пространством бесправия. Достаточно сказать, что из России, страны-члена Совета Европы с 1996 г., выдавали азербайджанских политэмигрантов в Азербайджан, где существовала смертная казнь. Обычно власти используют нехитрый, но эффективный трюк. Официально объявляется розыск по чисто уголовным обвинениям, а уже после экстрадиции первоначальные обвинения заменяют на политические. Такой трюк чуть не привел к выдаче в Иран группы южно-азербайджанских националистов, которых обвинили в невыполнении финансовых обязательств. Их еле удалось отбить при даже не нейтральном, а откровенно враждебном отношении местного офиса УВКБ ООН. Как же обвинение в уголовщине - вот оно, а какой бумагой докажешь, что ты участник оппозиционного подполья?" - говорит Зейналов. Директор Правозащитного центра отмечает, что за пределами СНГ для поиска политических оппонентов при известной сноровке удается использовать и Интерпол. "Из Турции, например, таким путем удалось получить скрывавшихся там двух охранников Эльчибея и бывшего шефа Гянджинской полиции Натига Эфендиева. Естественно, что "политическая" 57-я статья стала фигурировать в обвинении уже после экстрадиции". В этой связи примечательно, что и Туркменбаши тоже обвинил предполагаемых главарей неудавшегося покушения на него не только в терроре, но и в хищении денег из госбанка. "Могут приплести в духе времени и то, что часть похищенных денег потратили на чеченцев или "Аль-Гаэду", - говорит Эльдар Зейналов.