Алексей ПИВОВАРОВ, телекомпания НТВ. БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ!
Ниязов за рулем, или шофер Ниязова - охраняют кортеж всегда одинаково. Впереди - машина СДК (это туркменское ГАИ), сзади - два джипа охраны и еще одна машина СДК.
От дачи до работы Сапармурату Туркменбаши недалеко - как въедешь в город, все время прямо, по проспекту Туркменбаши на площадь Независимости, где золотой памятник Туркменбаши - и там сразу увидишь - дворец Туркменбаши.
Водит президент быстро, и, похоже, самозабвенно - покушения на свою жизнь он, по официальной версии, даже не заметил. И лишь доехав до дворца, во всем разобрался и обо всем рассказал.
Как только мой автомобиль проехал перекресток, на дорогу выскочил «КАМАЗ», и отсек машины охраны. Там были еще «BMW» и «Газель», из них раздались автоматные очереди. Завязалась перестрелка, и как мне доложили, нападавшие перестреляли друг друга. Один сотрудник охраны погиб. Покусились на перекрестке с улицей Айтакова. Сапармурат НИЯЗОВ, президент Туркмении
На схеме рассказ Ниязова выглядит так.
Президент не остановился и просто уехал. Четверо нападавших насмерть попали друг в друга, 16 человек в тот же день задержали. Как можно не заметить покушения, и не услышать стрельбу, которую слышала вся округа? Из такого лимузина, на котором ездит Ниязов, - в принципе, можно. Изоляция хорошая.
Как говорит Худайберды Оразов, бывший председатель Центробанка Туркмении, помимо того, что машины президентского кортежа были закуплены бронированными, их к потом направляли на специальную обработку в Чехию. Там за каждый автомобиль запросили еще по 250 тысяч долларов.
Оразова президент вспомнил сразу, как приехал во дворец.
Я знаю, кто стоит за этим покушением. Их имена известны и вам. Это Оразов, Шихмурадов, Ханамов, Иклымов. Все они грабили страну, находясь на руководящих должностях, но сейчас их нет в Туркменистане. Сапармурат НИЯЗОВ, президент Туркмении
Названный «союз четырех» на оппозиционном интернет-сайте назван «последней волной политической эмиграции». Бывшие «высокие руководители» они теперь или «невозвращенцы» - министр иностранных дел Шихмурадов не вернулся из загранкомандировки. Или «перебежчики» - заместитель министра сельского хозяйства Иклымов бежал через узбекскую границу. На Родине все, как один, «лишенцы» - лишены и должностей, и собственности.
Утром в понедельник Ниязов догадался - они! Вечером в понедельник следствие подтвердило - верна президентская догадка, точно они! Из заявления начальника отдела международной информации аппарата президента Туркмении: «В ходе допросов участников нападения выяснилось - организатором является бывший заместитель министра сельского хозяйства Сапармурат Иклымов. Финансовые и идейные вдохновители - Шихмурадов, Оразов, Ханамов.
Сапармурата Иклымова заносит снегом в шведской глуши. Гражданство, статус политического эмигранта и унылый вид с балкона - южному оппозиционеру нелегко на севере.
В среду в Ашхабаде арестовали 10 родственников Иклымова - сестра, брат, две его дочери, еще сестры и братья - они собрались на свадьбу. Из-за стола всех и забрали. Пожилую мать Иклымова оставили, но «лишили прав на недвижимость» - то есть выселили из дома.
Иклымов говорит, что хотел бы спросить у гражданина Туркмении Ниязова - может ли 75-летняя больная женщина быть террористом.
Сам Иклымов в безопасности - Швеция своего гражданина не выдаст, да Туркмения и не просит. Ее претензии - к России. Мол, и оппозицию покрывает, и в покушении на Ниязова косвенно замешана. Сообщается о некой записи некоего телефонного разговора, в котором «некий российский чиновник» предлагает помощь Худайберды Оразову, и происходит дело в двухтысячном году. Подпись Оразова - слева от Туркменбаши. Они вместе - на всех туркменских деньгах: лик вождя народа и автограф бывшего председателя Центробанка.
Как предполагает Оразов, скоро Ниязова сделают в Туркменистане святым и даже песни в честь него начнут сочинять.
По туркменскому телевидению уже читают стихи во славу Туркменбаши и клеймят позором тех, кто, по словам властей, принимал участие в покушении.
Раньше это называлось «смерть троцкистским собакам!» Туркменский президент официально - отец народа, вождь и учитель, воинское звание - генералиссимус. В языкознании познавший толк - Ниязов автор поэтического сборника и эпического Рухнамэ - свода духовных законов туркмена (обязательное изучение в школах и ВУЗах).
Туркменистан, отчизна любимая! За малейшее зло, причиненное тебе, да отнимется рука моя! За малейший навет на тебя да отнимется язык мой! В час измены родине, президенту Туркменбаши Великому да прервется дыхание моё! одна из учениц на уроке в школе
Рухнамэ в Туркмении - еще и название сентября. Ниязов своим указом переименовал все 12 месяцев. Январь теперь Туркменбаши - в честь президента, апрель - Гурбансолтан Эдже ( в честь матери президента). Октябрь - Гарашсызылык (в честь независимости Туркмении), а декабрь - БитарАплык - в честь нейтралитета Туркмении.
Нейтральная, то есть почти неохраняемая туркмено-афганская граница - это 280 километров. Кто, куда через нее ходит - пойди проверь. Может, наркотики провозят, а может и Бен Ладен просочился.
Президент Ельцин был в Ашхабаде один раз, президент Путин - дважды. Здесь, как принято говорить, «зона российских геополитических интересов». Огромные запасы газа, и неразделенное Каспийское море - достаточные причины не портить отношения. Туркменская оппозиция, на всякий случай, сторонится и России: Оразова мы снимали в Прибалтике, экс-министр Шихмурадов звонил откуда-то сам.
Борис Шихмурадов, бывший министр иностранных дел, поделился своим мнением, утверждая, что Ниязов специально пошел на провокацию, зная о готовящейся на конец года акции гражданского неповиновения.
Все-таки - очень странное покушение. Даже по телевизору видно - на президентский кортеж глупо идти с автоматом. И как это - «отсечь КАМАЗом охрану»?
Александр Коржаков, бывший начальник службы безопасности президента России, прокомментировал ситуацию с покушением. По его словам, если бы все было «всерез», то «КАМАЗ» должен был не «отрезать» машины охраны, а таранить автомобиль с президентом.
Туркменское посольство в Москве - в тишайшем Филипповском переулке. Мы обращались туда с просьбой дать нам визы и аккредитации, чтобы поехать в Ашхабад, и с места событий рассказать о расследовании. Устно нам сказали - подождите, пока оно закончится.
А потом прислали факс со списком тех же четырех обвиняемых, и подробным изложением вины каждого. Теперь, выходит, в Туркмению и вовсе ехать незачем.
Алексей ПИВОВАРОВ, телекомпания НТВ.