CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

respublika.kz

Центральная Азия: ставки высоки

6 декабря 2002

Центральная Азия: ставки высоки Возврат Казахстана к сталинскому произволу и жестким репрессиям бросает тень на достижения режима

Энтони РОБИНСОН, cпециально для "Республики"

Борьба за контроль над углеводородными ресурсами XXI века, в некотором смысле, лежит в основе кровавой войны, которую ведет Россия против чеченских сепаратистов, и возможной войны с Саддамом Хусейном. Она же является основанием менее жестокого, но не менее важного противостояния в Казахстане, обладающем крупнейшими запасами нефти, открытыми в последние тридцать лет после обнаружения запасов "черного золота" на Аляске.

Основными действующими лицами траге дии, разворачивающейся в Казахстане, являются Нурсултан НАЗАРБАЕВ, авторитарный президент страны, и Галымжан ЖАКИЯНОВ, в прошлом лояльный сторонник первого, ныне - осужденный лидер самого значительного оппозиционного движения во всей Центральной Азии.

Г-н Жакиянов являлся влиятельным губернатором Павлодарской области, богатого углем промышленного региона республики, граничащего на севере с Россией. Сейчас он отбывает срок в лагере бывшего ГУЛАГа в унылой казахской степи, окруженный обычными преступниками, многие из которых больны СПИДом, туберкулезом и другими заболеваниями с высокой степенью заражения. Жакиянов находится там с августа, после того как он был приговорен к 7 годам лишения свободы по обвинению в злоупотреблении полномочиями. Дипломаты и правозащитные организации назвали процесс типичным спектаклем, срежиссированным в духе советского времени.

Настоящее его преступление состоит в том, что он, вместе с бизнесменом и бывшим министром энергетики Мухтаром АБЛЯЗОВЫМ, стал соучредителем нового оппозиционного движения "Демократический Выбор Казахстана" (ДВК) и открыто осудил коррумпированность и клановость назарбаевского режима. (Процесс по делу г-на Аблязова, которому были предъявлены схожие обвинения, состоялся немногим раньше; суд приговорил его к 6 годам тюрьмы и уплате 3 миллионов долларов в виде компенсации.)

С предыдущим оппозиционным движением, созданным Акежаном КАЖЕГЕЛЬДИНЫМ, власти также быстро расправились несколько лет назад, вынудив экс-премьера уехать за границу и отказав ему в возможности участвовать в президентских выборах, которые впоследствии были сфальсифицированы в пользу Назарбаева.

Когда я брал интервью у г-на Жакиянова до его ареста, стройный и элегантный экс-аким, бывший в свое время лидером Комсомола и разбогатевший на заре независимости, осваивая угольное месторождение, говорил, что ДВК создано не для того, чтобы бросить вызов Президенту, а с целью убедить его сделать систему более открытой для нового поколения молодых высокообразованных технократов и бизнесменов, появление которых поощрялось самим Назарбаевым.

Сейчас Жакиянов с горечью признает наивность тех предположений. О создании ДВК год назад было объявлено спустя считанные дни после того, как президент отправил вертолет со спецназовцами для того, чтобы арестовать своего зятя Рахата Алиева, в то время заместителя председателя КНБ. Алиев сколотил состояние, монополизировав казахстанский рынок сахара, женат на любимой дочери Назарбаева Дариге, известной своими амбициями и контролирующей большинство республиканских печатных и электронных СМИ. Его боялись и ненавидели за то, что он использовал силовые ресурсы для пробивания дороги в частный бизнес.

Решение арестовать своего зятя, ныне находящегося в "почетной ссылке" в качества посла в Австрии, было большой жертвой для президента. В ответ Назарбаев ожидал выражения благодарности. Однако он был взбешен, столкнувшись с протестом "младотюрков", возглавляемых Жакияновым и Аблязовым. Советская школа Назарбаева подсказывала ему, что проявление слабости может сыграть роковую роль и для того, чтобы перехватить инициативу, необходимо действовать быстро и жестко.

Поддержавшие ДВК члены Правительства были отправлены в отставку, в том числе и бывший вице-премьер. Телеканалы и СМИ, принадлежавшие Аблязову и его союзникам, были в буквальном смысле обстреляны и закрыты насильственным образом. Обезглавленный труп собаки был повешен на фасад офиса редакции оппозиционной газеты, а ее голова была обнаружена у квартиры главного редактора. Дочь редактора другой газеты была обнаружена мертвой в отделении полиции, вскоре после того, как была туда доставлена по подозрению в хранении наркотиков.

Месяц назад оппозиционный журналист Сергей ДУВАНОВ был обвинен в изнасиловании несовершеннолетней (сам Дуванов с негодованием отвергает эти обвинения) и арестован накануне своей поездки в США, в ходе которой он должен был выступить перед американскими правозащитными организациями. Тем временем режим продолжает избивать неугодных журналистов и упрекать оппозицию, проводя массовые митинги в стиле советской эпохи, на которые людей насильно привозят на автобусах с периферии и отдаленных заводов.

Советская методика была очевидна и во время судов над Жакияновым и Аблязовым. Их, как и ожидалось, признали виновными и посадили, несмотря на отмеченную наблюдателями недостаточность доказательной базы обвинения. В своей эмоциональной речи перед неизбежным тюремным заключением г-н Жакиянов осудил "возврат к средневековым" способам борьбы с оппонентами, противостоящими произволу властей.

В своем интервью после арестов лидеров оппозиции, президент заявил, что он не вправе вмешиваться в процесс отправления правосудия и не может помочь им, пока они не признают своей вины и не попросят о помиловании. В этом случае, сказал Назарбаев, он сможет использовать право президентского помилования. Его расчет прост: унизительная просьба о прощении подорвет доверие к оппозиционерам. Для того чтобы добиться этого, он готов рисковать здоровьем и даже жизнями двух узников, и в первую очередь Жакиянова, как перспективного лидера.

Суровая тюрьма в 160 километрах от Кустаная, жаркая и полная комаров летом, сейчас пронизывается сильнейшими метелями, гуляющими по пустынной казахской степи. В прошлом месяце недолгие свидания г-на Жакиянова с женой были сокращены под предлогом введения карантина.

Так же, как Чечня остается самым больным вопросом для президента Путина, возврат Казахстана к сталинскому произволу в судах и жестким репрессиям бросает тень на значительные достижения режима Назарбаева. Крепко сложенный 62-летний Назарбаев (в прошлом - сталевар промышленного гиганта Кармет, который ныне принадлежит Лакшми Митталу, индийскому магнату, живущему в Лондоне) является по большому счету наиболее искусным политиком в регионе. Михаил Горбачев, последний руководитель СССР, был настолько высокого мнения о нем, что собирался назначить его премьер-министром советского правительства. Этим планам не суждено было сбыться из-за путча 1991 г., провал которого привел к власти Бориса Ельцина. Назарбаев был одним из наиболее горячих сторонников горбачевского Союзного Договора, который должен был реформировать Советский Союз в свободное объединение всех 15 республик СССР, которым предоставлялась большая самостоятельность.

Назарбаева, выросшего в условиях советской действительности, пугал сам факт независимости огромной страны с историей кочевников и автократичных ханов, граничащей с Россией, Китаем и нестабильным исламским миром на юге. Он выступил резко против первоначальных планов Ельцина создать на месте многонационального СССР альянс преимущественно славянских стран и добился включения Казахстана в Содружество Независимых Государств, которое, в конечном счете, состоялось. Ночным кошмаром для Назарбаева была возможность того, что этническое русское население, составляющее большинство в целинных областях севера страны, прикаспийском регионе и бывшей столице Алматы, предпочтут союз с Россией-Матушкой. Это оставило бы казахов без плодородных земель, нефти и минералов, не говоря уже о миллионах высококвалифицированных рабочих. Республика стала бы легкой добычей Китая в его претензиях на области проживания этнических уйгуров в восточной части Казахстана, а с юга - Узбекистана и Ирана, которые бы захотели прибрать часть приграничной территории, населенной смешанными этническими группами. В итоге казахи бы остались одни в унылой и пустынной степи.

Неудивительно, что после этого Назарбаев считает себя отцом Казахстана и боится того, что потеря контроля будет означать передачу власти людям, на деле доказавшим свою репутацию демократов. Под его руководством Казахстан обрел государственность в рамках четких, международно-признанных границ. Экономика, пережившая катастрофический спад ВВП на 40% после распада Советского Союза, сегодня является сильнейшей в Центральной Азии и Каспийском регионе.

Актом политической воли, подобно Петру Великому, Назарбаев построил новую столицу республики Астану в центре страны, вложив громадные деньги в этот дерзкий проект. Символически равноудаленная от России и Китая, новая столица является городом, в который теперь вынуждены летать иностранные политики и предприниматели для выражения своего почтения Президенту и получения одобрений или разрешений от его министров и чиновников.

Президент упивается атрибутами огромной власти и богатством, нажитым благодаря не только нефти, но и золоту, хрому и другим минералам, крупнейшими резервами которых обладает Казахстан. Он и члены его семьи в настоящее время фигурируют в деле, которое ведут американские и швейцарские следователи, о взятках американских нефтяных компаний и миллиардных секретных счетах в швейцарских банках. Недавно правительство признало существование секретного счета, на котором хранится 1,3 миллиарда долларов, о котором Президент говорит как о резерве страны для предотвращения инфляции, выплаты пенсий и других обязательств. Без него, утверждает Назарбаев, страна могла бы стать банкротом после российского кризиса в 1998 г.

Нет никаких сомнений, что президент, его семья и узкий круг приближенных лиц стали чрезвычайно богатыми людьми. Однако также очевидно, что немалые средства от нефти были направлены в качестве инвестиций в республику и пополнили резервы страны. Миллиарды долларов были потрачены на строительство Астаны и превращение полуразрушенных портовых городов Прикаспия Атырау и Актау в экономические и административные центры нефтегазовой промышленности. Уровень жизни, все еще чрезвычайно низкий для миллионов граждан, растет. В прошлом году ВНП вырос на 13%, во многом благодаря росту производства нефти с 5 до 45 тонн, что явилось результатом увеличения инвестиций американских и европейских нефтяных компаний. Они намерены вложить еще 20-30 миллиардов долларов в освоение Кашагана, Тенгиза и Карачаганака - трех крупнейших месторождений нефти, обнаруженных после открытия Прудо Бэй на Аляске 30 лет назад.

Кроме того, международные рейтинговые агентства недавно присвоили Казахстану - первому из стран СНГ - статус страны, привлекательной для инвестиций, благодаря показателям государственного долга республики. Это заслуга профессионализма руководителя Национального Банка Григория Марченко. Также это следствие того, что Казахстан, который 5 лет назад стоял на пороге банкротства, сегодня имеет 4,5 млрд. долларов чистых иностранных активов (в.т.ч. 1,7 млрд. долларов в Национальном Фонде, созданном в прошлом году по норвежской схеме для хранения и инвестирования излишков доходов от операций с нефтью).

Г-н Назарбаев - это не Иосиф Сталин, не Роберт Максвелл. Но он был и остается автократом, взращенным суровой школой советской политики. Заложив основы государственности и современной экономики, он не хочет и, видимо, не может сделать строго персонализированную, централизованную и командную политическую систему открытой. Это опасно тем, что, бросая за решетку таких людей, как г-н Жакиянов, и полагаясь на кланы, бюрократию и подхалимов, режим превратится в классическую нефтяную клептократию.

Это будет трагической ошибкой единственной страны Центральной Азии, имеющей запасы нефти, минеральных ресурсов и уникальный человеческий капитал, потерянным шансом стать современным промышленно развитым демократическим государством, оплотом благосостояния и стабильности в регионе. Это также будет негативно восприниматься крупными нефтяными компаниями, которые уже начинают выражать недовольство аппетитами местных чиновников, и американским правительством, желающим иметь стабильные демократические режимы в регионе, авиабазы которого предоставлены США для войны с терроризмом.

Если Галымжан Жакиянов или Мухтар Аблязов погибнут в застенках, и без того радикализировавшаяся оппозиция еще более ужесточит свою позицию, что приведет к усилению репрессий и насилия в стране. Должен быть лучший выход из ситуации, Назарбаев - не глупец. Жакиянов и Аблязов представляют нарождающийся средний класс, который хочет и может построить постсоветскую демократию в Центральной Азии. Пришло время вдумчивой дипломатии, диалога между двумя сторонами конфликта и поиска компромисса, пока не стало слишком поздно.

От редакции

Власть любит обвинять нашу независимую прессу в непрофессионализме и раздувании проблем. Но в чем можно обвинить человека с такой репутацией, как Энтони РОБИНСОН?

В незнании ситуации? Так он ее знает не хуже нас с вами, неслучайно на его обзоры ориентируются аналитики и политологи, занимающиеся проблемами региона. В необъективности? И здесь его репутация вне подозрений, достаточно взглянуть на послужной список. Да и интервью с Нурсултаном Назарбаевым в российских "Ведомостях" говорит об этом достаточно красноречиво: разве стал бы он давать интервью ангажированному журналисту?

Ну а если и то, и другое отпадает, остается признать, что в статье британского журналиста прозвучала та самая горькая истина, в которой никак не хочет признаваться казахстанский президент. Как отреагирует на нее глава государства? Отмахнется, как отмахивается от своих советников и своих журналистов? Подаст в суд, дабы защитить свою честь и достоинство? Прикажет навешать очередных собак или спалить офис?

respublika.kz

Предыдущая статьяУзбекистане систематически применяются пытки
Следующая статьяПосол Азербайджана в Туркменистане Елхан Хусейнов был вызван в туркменский МИД для дачи показаний по поводу покушения на президента страны Сапармурата Ниязова