АШХАБАД ВЫСЛАЛ УЗБЕКСКОГО ПОСЛА НЕУДАЧНОЕ ПОКУШЕНИЕ СОРВАЛО ПЛАНЫ ЗАГОВОРЩИКОВ:
В минувшую субботу официальный Ашхабад объявил посла Узбекистана в Туркмении Абдурашида Кадырова персоной нон грата и дал ему 24 часа, чтобы покинуть страну.
Причина, как утверждают туркменские власти, доказанная причастность ташкентского посланника к покушению на президента Сапармурата Ниязова.
По местному ТВ одного за другим показали активных участников заговора, которые «кололись» и каялись. Среди них немало представителей политической элиты - бывшие председатель парламента Тагандурды Халлыев, (ранее был также министром юстиции, советником президента по национальной безопасности), глава МИД Батыр Бердыев (работал послом в Австрии и при ОБСЕ), губернатор Ташаузского велоята Язгельды Гундогдыев (руководил госпротоколом аппарата президента, имеет ранг посла), советник-посланник в Пакистане Сердар Рахимов (в советское время был шефом Гостелерадио ТССР, третьим секретарем ЦК КПТ), командующий погранвойсками республики Акмурад Кабулов, председатель комитета национальной безопасности Сапармурад Сейидов, ряд сотрудников силовых органов. Всего задержано 46 человек, изъято более полусотни автоматов, винтовок, ружей, пистолетов.
Генеральный прокурор республики Курбанбиби Атаджанова убеждена, что налицо была попытка государственного переворота под руководством бывшего вице-премьера Бориса Шихмурадова. Оказывается, за день до покушения он, отрастив бороду, прилетел самолетом в узбекский город Карши, откуда его через пески на мотоцикле «Урал» тайно за 200 долларов перебросили через границу, а оттуда сообщники сначала на «рено», а потом на джипе доставили в Ашхабад в дом Ыклыма Ыклымова, бизнесмена и брата опального замминистра сельского хозяйства, получившего политическое убежище в Швеции. Отсюда Шихмурадов, как показывает главный исполнитель покушения Гуванч Джумаев, руководил заговорщиками, раздавал портфели в будущем временном переходном правительстве.
Утром, в день покушения, «Мицубиси-Паджеро» с Б. Шихмурадовым, Ы. Ыклымовым, Я. Гундогдыевым, Б.Бердыевым припарковались возле парламента, ожидая сигнала. Вторая группа заняла позиции возле телецентра. Роли были расписаны - одни объявляют о свержении президента, другие обращаются с уже записанным на дискету воззванием Б. Шихмурадова к народу, блокируют министерство национальной безопасности, ведут переговоры, с послами иностранных государств о признании переходного, правительства.
Неудачное покушение срывает планы заговорщиков. Борис Шихмурадов, как утверждает следствие, до 7 декабря скрывался в резиденции узбекского посла, которая 16 декабря была подвергнута обыску туркменскими чекистами. В ответ на что узбекский МИД выступил с заявлением, обвинив Туркмению в нарушении дипломатической неприкосновенности и отвергнув причастность А. Кадырова к переброске бывшего вице-премьера в Туркмению и его бегству.
Ясно, отношения между соседними странами будут омрачены. Тем более что между ними и без того немало трений.
Тем временем Борис Шихмурадов 11 декабря объявился в Женеве во главе делегации оппозиционеров. Он продолжает уверять, что Туркменбаши инсценировал покушение на себя, чтобы расправиться с политическими противниками.
До сих пор толком непонятно, как попал в эту историю американский гражданин Леонид Комаровский, которого отчего-то упорно называют российским гражданином, хотя он уже лет десять как ушел с ТВ, где вел приснопамятный «Прожектор перестройки» и давно перебрался за океан. Сам Комаровский поначалу утверждал, что приехал к своему давнему партнеру по бизнесу Ыклымову, чтобы наладить поставки в Каракумы чешского ликера (хотя туркмены ничего другого, кроме русской водки, не признают). Потом перед камерами заявил, что приобрел для Шихмурадова спутниковые телефоны, но во время покушения находился в одной из машин и должен был вещать по местному ТВ в случае успеха переворота.
Сапармурат Ниязов срочно собирает 30 декабря Народный совет, на котором, видимо, будет решаться судьба участников покушения. На прокатившихся по стране собраниях почти единодушно требуют для виновных смерти.
Владимир БЕРЕЗОВСКИЙ. «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА», 23.12.2002 г.
КОММЕНТАРИЙ Turkmenistan.Ru: Если по вопросу о том, каким напиткам отдают предпочтение туркмены, с корреспондентом «Российской газеты» еще можно поспорить, то «объявление» 11 декабря в Женеве Бориса Шихмурадова сегодня не подтверждают даже его соратники и обслуживающая бывшего вице-премьера пресса...