Иракские тюркмены, как и любые другие люди придерживаются разных политических взглядов /28 января 2003 года/
Основанный в середине 90-х годов Тюркменский фронт с самого начала объявил, что ни одна община не может единолично заявлять о своем праве на владение территорией, на которой расположен северный Ирак. Иракские тюркмены не признают так называемое курдское региональное правительство, а саму территорию северного Ирака в отличие от большинства проживающих там называют не «Курдистаном», а северной «бесполетной зоной». Хотя лидеры Тюркменского фронта и принимали участие в состоявшейся в прошлом месяце конференции представителей иракской оппозиции в Лондоне, многие курды считают, что «фронт» является не более чем инструментом в руках соседней Турции, которая в нынешних чрезвычайно сложных условиях пытается обеспечить свои интересы в северном Ираке.
Другие полагают, что Турция пытается оправдать свой непомерно раздутый военный бюджет, создавая впечатление, что тюркменское меньшинство в северном Ираке подвергается дискриминации и нуждается в защите. Турецкие средства массовой информации публикуют статьи, смысл которых заключается в том, что иракские курды выступают за создание независимого Курдистана. Основная причина, объясняющая подобные статьи, это опасение, что создание независимого Курдистана, вычлененного из состава Ирака, может активизировать сепаратистские амбиции среди турецких курдов. На карту будет поставлена территориальная целостность и суверенитет Турции. Лидер Тюркменского фронта Санан Ахмет Ага обвинения о якобы протурецких позициях фронта отвергает, заявляя при этом, что тюркмены действительно подвергаются дискриминации со стороны курдской администрации. Список с несколькими сотнями жалоб на притеснения тюркмен в северном Ираке был недавно передан генеральному секретарю ООН Кофи Аннану. Санан Ахмет Ага заявляет следующее: «Курдская администрация является фактическим правительством, но даже между собой у курдов согласия нет. Есть одно правительство в Эрбиле, другое - в Сулеймании, третье исламское правительство находится на границе с Ираном. Вот прекрасный рецепт для гражданской войны. Все эти образования не являются ни постоянными, ни легитимными, так как любое легитимное правительство должно быть признано Организацией объединенных наций. Наша страна - Ирак. Мы считаем, что все иракцы должны пользоваться равными правами. Для достижения этой цели, в стране необходима многопартийная система».
Министр по делам тюркмен в региональном правительстве Курдистана Джавдет аль-Наджар резко критикует позиции Тюркменского фронта, который, кстати, не зарегистрирован в курдской администрации и действует, таким образом, нелегально. «Нет никаких оснований для заявлений об имеющейся якобы дискриминации (тюркмен). Я сам тюркмен. Если бы была дискриминация, занимал бы я такой высокий пост в правительстве? Многие тюркмены поддерживают Демократическую партию Курдистана, поскольку она предлагает верную и понятную дорогу». Всего, по словам аль-Наджара, в северном Ираке проживает около 25 тысяч тюркмен. Из них примерно 60 процентов являются шиитами, из чего следует, что они, по всей видимости, поддерживают Высший Совет исламской революции в Ираке - детище Ирана. «Тюркменский же фронт служит интересам Турции, а не Ирака. Никто не просит Турцию вмешиваться в наши дела», заявляет аль-Наджар. По его мнению, фронт пользуется поддержкой от силы 10 процентов тюркменского населения. Причина одна - фронт создает слишком много ненужных проблем, и люди попросту от него устали.
Евгений Шульц