05 February 2003 Госдепартамент о российско-иранском сотрудничестве в ядерной сфере (Ответ на вопрос: заявление Госдепартамента от 31 января)
В своем официальном ответе на вопрос, заданный в ходе ежедневного пресс-брифинга Госдепартамента 31 января, Госдепартамент заявил, что Соединенные Штаты "последовательно призывают Россию к прекращению любых форм сотрудничества с Ираном (в ядерной сфере), в том числе к отказу от оказания содействия Ирану в сооружении легководного реактора в Бушере".
"Обращаясь к России, мы подчеркиваем, что прекращение ею помощи Ирану в ядерной сфере позволило бы Соединенным Штатам и России реализовать весь потенциал наших новых стратегических отношений, что принесло бы России гораздо более значительные экономические и стратегические преимущества, чем те краткосрочные выгоды, которые она получит от сооружения дополнительного числа реакторов или передачи других засекреченных технологий Ирану", говорится в заявлении.
Ниже приводится вопрос, заданный в ходе брифинга, и ответ, данный на него позднее в тот же день:
ВОПРОС: Почему Россия так держится за контракты, связанные со строительством дополнительного числа реакторов в Иране? Какова наша позиция по этому вопросу? Ставили ли мы этот вопрос перед российской стороной?
ОТВЕТ: Соединенные Штаты интенсивно взаимодействуют с Россией, в том числе на высоком уровне контактов, по вопросам сотрудничества России с Ираном в ядерной сфере. Мы последовательно призываем Россию к прекращению любых форм такого сотрудничества с Ираном, в том числе к отказу от содействия Ирану в сооружении легководного реактора в Бушере.
Мы считаем, что Иран использует бушерский проект в качестве прикрытия и предлога для получения засекреченных технологий в целях продвижения своей программы в области ядерного оружия. Недавно полученные данные показывают, что Иран ведет секретные работы по сооружению объектов в ядерной сфере, способных производить расщепляющийся материал, который не нужен для "мирного" использования ядерной энергии в Иране. Это еще один пример тех настойчивых усилий, которые предпринимаются Ираном для сокрытия и маскировки своих истинных намерений и действий в рамках ядерной программы. Имеющиеся в Иране значительные запасы нефти и природного газа заставляют ставить под сомнение утверждения Ирана о необходимости освоения ядерной энергии в мирных целях; в настоящее время при отжиге природного газа на иранских месторождениях впустую расходуется больше энергии, чем сможет производить Бушерская АЭС.
Мы считаем, что Президент Путин разделяет нашу глубокую обеспокоенность по поводу перспективы появления ядерного оружия в арсенале Ирана. Мы дали ясно понять России, что любое дальнейшее сотрудничество с Ираном в ядерной сфере, в том числе сооружение дополнительного числа энергетических реакторов, станет прямым или косвенным содействием стремлению Ирана заполучить ядерное оружие.
Обращаясь к России, мы подчеркиваем, что прекращение ею помощи Ирану в ядерной сфере позволило бы Соединенным Штатам и России реализовать весь потенциал наших новых стратегических отношений, что принесло бы России гораздо более значительные экономические и стратегические преимущества, чем те краткосрочные выгоды, которые она получит от сооружения дополнительного числа реакторов или передачи других засекреченных технологий Ирану.
Одним из примеров таких преимуществ является доставка в Россию на хранение отработанного и в настоящее время находящегося в распоряжении третьих стран реакторного топлива, передача значительной части которого требует разрешения со стороны США, поскольку именно США первоначально поставили свежее топливо этим странам. Если российская сторона прекратит сотрудничество с Ираном в области засекреченных технологий, то, как мы дали понять, мы будем готовы к положительному решению вопроса об этих поставках, что откроет перспективу получения Москвой доходов в размере нескольких миллиардов долларов США.
(Распространено Офисом международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: