Демократии в Казахстане грозит новая опасность
В прошлом западные эксперты не раз превозносили Казахстан как модель демократического развития в Центральной Азии. Сегодня эти похвалы звучат так неубедительно. Недавние аресты лидеров оппозиции и журналистов, пишущих критические статьи о режиме, свидетельствуют о том, что в Казахстане, как и повсюду в Центральной Азии, демократия и плюрализм еще далеко не укоренились
Возможно, наиболее скандальным в длинной цепи нарушений прав человека и несоблюдения гражданских свобод в последние месяцы стал судебный процесс над известным независимым журналистом Сергеем Дувановым, обвиненным в изнасиловании несовершеннолетней девушки в октябре прошлого года. Хотя по словам людей, знавших журналиста и выступавших в его защиту, он отнюдь не тот человек, чтобы опустится до такого поведения, в январе Дуванов был приговорен к трем с половиной годам заключения.
Правозащитники и близкие друзья журналиста назвали этот скорый процесс "постыдным судебным фарсом". Многие обстоятельства, приведшие к судебному разбирательству, по-прежнему покрыты мраком. Большинство сторонних наблюдателей склонно полагать, что журналист был отправлен за решетку за свои статьи, рассказывающие о секретных счетах президента Назарбаева в швейцарских банках. Еще до своего ареста Дуванов подвергся жестокому избиению неизвестными лицами, вследствие которого был госпитализирован.
А еще ранее другая представительница оппозиции, Лира Байсеитова, в то время являвшаяся редактором независимой газеты "Республика", подверглась гонениям властей. Когда не удалось заставить замолчать журналистку угрозами, ее шестнадцатилетняя дочь вдруг исчезла при загадочных обстоятельствах. Позднее раздался телефонный звонок, и ей сообщили, что ее дочь задержана полицией за хранение наркотиков. В полицейском участке, куда она направилась, ей было сказано, что ее дочь совершила самоубийство, повесившись в камере. Однако тщательного расследования в связи с этим трагическим инцидентом так и не было проведено.
В декабре прошлого года Нури Муфтах, острый на язык журналист казахскоязычной газеты "Азат" попал под автобус в городе Шимкенте на юге страны, находясь там по заданию редакции. Его друзья-журналисты отказываются верить, что это был просто несчастный случай. Многие годы журналист вел бескомпромиссную борьбу с высокопоставленными коррумпированными чиновниками и послушными им депутатами парламента. Поэтому многие и уверены, что это было преднамеренное убийство. Подконтрольные государству СМИ не проронили ни слова об этих делах, что является, мягко говоря, ненормальным в любом демократическом обществе.
Однако попытки властей заставить замолчать оппозиционные газеты закончились ничем. Преследование журналистов и приговоры деятелям оппозиции в Казахстане приобрели такой размах, что международные правозащитные организации просто не могут больше закрывать на них глаза. Несколько недель назад Европейский парламент принял резолюцию, требующую освободить Сергея Дуванова и провести независимое расследование дел Галымжана Жакиянова и Мухтара Аблязова, лидеров Демократического выбора Казахстана, приговоренных в прошлом году к тюремному заключению в атмосфере протестов широкой общественности. Резолюция, содержащая довольно мягкие формулировки, призывает правительство Казахстана начать открытый диалог с оппозицией и отказаться от жестоких методов запугивания. Никогда европейские страны не использовали подобных слов, чтобы выразить свою озабоченность в связи с неясным будущим казахстанской демократии. Министерство иностранных дел немедленно отреагировало на послание европейских стран. 18 февраля министерство назвало оценку ситуации с правами человека, содержащуюся в резолюции, "не соответствующей действительности".
Не только европейские страны не питают доверия к так часто звучащим заверениям казахстанских властей об их приверженности делу демократии и политическому реформированию. Сопротивление в обществе методам, к которым прибегают власти, чтобы заглушить голоса оппозиции, также растет. Многие полагают, что за ними стоят люди из ближайшего окружения президента Назарбаева, который, как признают даже его самые непримиримые оппоненты, является талантливым оратором, способным загипнотизировать аудиторию, создав у них иллюзию своей абсолютной искренности и честности. Кроме способности убедительно выступать перед публикой, он проявляет редкую изобретательность в обращении с оппозицией. Не так давно он организовал так называемое Постоянно действующее совещание, своего рода заменитель тому открытому диалогу, которого так настойчиво добивалась оппозиция. Работа этого совещания проводится силами лояльных президенту партий.
Еще одной беспроигрышной тактикой, столь милой сердцу правительства, является натравливание сил оппозиции друг на друга. Неутомимого критика режима Ораза Джандосова, лидера партии "Ак Жол", заманили в президентскую команду, предложив ему пост советника президента по экономическим вопросам. Талантливого журналиста Эрика Нуршина власти использовали для нападок на оппозицию. Теперь на него подали в суд те, кого он критиковал. "Демократия - это прежде всего культура, и требуется время, чтобы научиться этой культуре", - заявил Назарбаев во время своего визита в Швейцарию. Но хватит ли у оппозиции Казахстана терпения, чтобы учиться до бесконечности?
Карим Саид Central Asia - Caucasus Analyst 10 Mar 2003 Перевод:"Евразия"