CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

НОВЫЙ ТУРЕЦКИЙ ЛИДЕР ОБЕЩАЕТ ВНУТРЕННЮЮ СТАБИЛЬНОСТЬ, НЕСМОТРЯ НА ЦАРЯЩИЙ ВОКРУГ ХАОС

20 марта 2003

EURASIANET НОВЫЙ ТУРЕЦКИЙ ЛИДЕР ОБЕЩАЕТ ВНУТРЕННЮЮ СТАБИЛЬНОСТЬ, НЕСМОТРЯ НА ЦАРЯЩИЙ ВОКРУГ ХАОС Мевлут Катик Комментарий EurasiaNet

Новый премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган стоит перед тяжелейшей задачей возрождения турецкой экономики в ситуации неминуемой войны в соседнем Ираке. Отказ парламента разрешить американским войскам разместиться на турецких базах для последующего нанесения удара по Ираку, по-видимому, еще более осложнит стоящие перед Эрдоганом задачи, лишая Анкару многомиллиардной американской помощи.

Эрдоган занял пост премьер-министра 11 марта, через два дня после своей победы на дополнительных выборах в парламент. Ранее главе правящей Партии справедливости и развития (ПСР) запрещалось занятие государственных постов, поскольку несколько лет назад решением суда он был осужден за ведение пропаганды против светского государства. Возвращение Эрдогана в парламент стало возможно после недавних изменений в конституции.

В прощальной речи премьер Абдулла Гюль обрисовал стоящие перед Турцией проблемы. «Когда мы пришли к власти, нашим приоритетом было решение экономических проблем. Однако... события в Европейском Союзе, на Кипре и в Ираке помешали нам это сделать», - сказал Гюль.

По словам Гюля, Эрдоган справится с ожидаемыми в ближайшее время потрясениями. Он подчеркнул, что новый премьер пользуется поддержкой своей партии. «Стабильное однопартийное правление уже доказало свою способность предотвращать хаос в моменты кризисов», - сказал он. «После его избрания на дополнительных выборах [благодаря которому Эрдоган получил место в парламенте] возникшее в демократическом процессе противоречие было устранено».

Заняв пост министра иностранных дел, Гюль заявил 11 марта на пресс-конференции, что стабильность и демократия зависят, в частности, от кредитоспособности страны. «С приходом к власти Партии справедливости и развития рынки стабилизировались, и теперь мы можем вновь занимать средства на международных рынках, - сказал он. - Мы рассказали людям, что будем делать по прошествии одного месяца, спустя полгода и год».

После того как ПСР пришла к власти в результате парламентских выборов в ноябре прошлого года, правительству пришлось работать в неблагоприятной атмосфере. Надежды турецкого правительства на реформы подверглись сразу нескольким испытаниям, не считая отклонения парламентом предложения о размещении американских войск. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Например, пренебрежительное отношение к стране Евросоюза в декабре резко снизило шансы Турции на принятие в ЕС. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight].

Новые испытанием стал иракский кризис. С самого начала правления Эрдогана вопрос о допуске Соединенных Штатов и их союзников на турецкие военные объекты вызывал разногласия внутри правящей партии. Спикер парламента Бюлент Аринч и вице-премьер Эртугрул Ялчинбайыр, которых Эрдоган удалил из правительства, выступили с театральными речами против размещения американских войск.

Согласно компромиссному плану, подготовленному Эрдоганом, Турция разрешит американским войскам и их союзникам использовать воздушное пространство, но не наземные базы. Представители США предупредили, что позиция Турции может привести к сокращению американской помощи. В дополнение к этому 19 марта представитель госдепартамента заявил, чтобы Турция не рассчитывала на компенсацию за разрешение осуществлять полеты над ее территорией.

Анкару беспокоит также вопрос о том, насколько продолжительной окажется война в Ираке. Долговременный конфликт может подорвать туристический бизнес и привести к уменьшению доходов от торговли. Серьезные экономические потери осложнят задачу сохранения стабильной валюты и поступления доходов, а также затруднят осуществление реформ в рамках проектов Международного валютного фонда. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight].

Будущий статус оплота курдов - северного Ирака также может стать серьезным дипломатическим испытанием для Турции. 19 марта Соединенные Штаты объявили, что не допустят никаких односторонних действий турецкой армии в северном Ираке. Турецкие стратеги заявляют, что Анкара оставляет за собой право на такие действия, чтобы защитить интересы национальной безопасности. Военное и политическое руководство Турции обеспокоено тем, что в ситуации вакуума власти, который может возникнуть в результате смещения Саддама Хусейна, курдские лидеры попытаются объявить о создании независимого курдского государства. Такое развитие событий может вновь разжечь курдский сепаратизм в Турции, считает руководство в Анкаре. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight].

Несмотря на нежелание парламента дать согласие на размещение в стране войск США, турецкие лидеры убеждены, что Анкара все же сыграет свою роль либо в военных операциях, либо в восстановлении Ирака. «Если война неизбежна, то Турция не может закрыть глаза на происходящие события», - сказал Абдулла Гюль 11 марта. Если Турция всерьез возьмется за решение задач восстановления послевоенного Ирака, это может помочь правительству Эрдогана положить конец курдским амбициям в северном Ираке, обеспечить приток инвестиций в турецкий бизнес и улучшить репутацию Турции в глазах как Соединенных Штатов, так и Европейского Союза.

От редакции. Мевлут Катик - журналист и политолог, живет и работает в Лондоне. Ранее работал корреспондентом Би-би-си, сотрудничал с The Economist Group.

eurasianet.org

Предыдущая статьяКазахстан подтверждает свою приверженность партнерству с США
Следующая статьяУЗБЕКИСТАН ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МВФ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ