EURASIANET НОВЫЙ ТУРЕЦКИЙ ЛИДЕР ОБЕЩАЕТ ВНУТРЕННЮЮ СТАБИЛЬНОСТЬ, НЕСМОТРЯ НА ЦАРЯЩИЙ ВОКРУГ ХАОС Мевлут Катик Комментарий EurasiaNet
Новый премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган стоит перед тяжелейшей задачей возрождения турецкой экономики в ситуации неминуемой войны в соседнем Ираке. Отказ парламента разрешить американским войскам разместиться на турецких базах для последующего нанесения удара по Ираку, по-видимому, еще более осложнит стоящие перед Эрдоганом задачи, лишая Анкару многомиллиардной американской помощи.
Эрдоган занял пост премьер-министра 11 марта, через два дня после своей победы на дополнительных выборах в парламент. Ранее главе правящей Партии справедливости и развития (ПСР) запрещалось занятие государственных постов, поскольку несколько лет назад решением суда он был осужден за ведение пропаганды против светского государства. Возвращение Эрдогана в парламент стало возможно после недавних изменений в конституции.
В прощальной речи премьер Абдулла Гюль обрисовал стоящие перед Турцией проблемы. «Когда мы пришли к власти, нашим приоритетом было решение экономических проблем. Однако... события в Европейском Союзе, на Кипре и в Ираке помешали нам это сделать», - сказал Гюль.
По словам Гюля, Эрдоган справится с ожидаемыми в ближайшее время потрясениями. Он подчеркнул, что новый премьер пользуется поддержкой своей партии. «Стабильное однопартийное правление уже доказало свою способность предотвращать хаос в моменты кризисов», - сказал он. «После его избрания на дополнительных выборах [благодаря которому Эрдоган получил место в парламенте] возникшее в демократическом процессе противоречие было устранено».
Заняв пост министра иностранных дел, Гюль заявил 11 марта на пресс-конференции, что стабильность и демократия зависят, в частности, от кредитоспособности страны. «С приходом к власти Партии справедливости и развития рынки стабилизировались, и теперь мы можем вновь занимать средства на международных рынках, - сказал он. - Мы рассказали людям, что будем делать по прошествии одного месяца, спустя полгода и год».
После того как ПСР пришла к власти в результате парламентских выборов в ноябре прошлого года, правительству пришлось работать в неблагоприятной атмосфере. Надежды турецкого правительства на реформы подверглись сразу нескольким испытаниям, не считая отклонения парламентом предложения о размещении американских войск. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Например, пренебрежительное отношение к стране Евросоюза в декабре резко снизило шансы Турции на принятие в ЕС. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight].
Новые испытанием стал иракский кризис. С самого начала правления Эрдогана вопрос о допуске Соединенных Штатов и их союзников на турецкие военные объекты вызывал разногласия внутри правящей партии. Спикер парламента Бюлент Аринч и вице-премьер Эртугрул Ялчинбайыр, которых Эрдоган удалил из правительства, выступили с театральными речами против размещения американских войск.
Согласно компромиссному плану, подготовленному Эрдоганом, Турция разрешит американским войскам и их союзникам использовать воздушное пространство, но не наземные базы. Представители США предупредили, что позиция Турции может привести к сокращению американской помощи. В дополнение к этому 19 марта представитель госдепартамента заявил, чтобы Турция не рассчитывала на компенсацию за разрешение осуществлять полеты над ее территорией.
Анкару беспокоит также вопрос о том, насколько продолжительной окажется война в Ираке. Долговременный конфликт может подорвать туристический бизнес и привести к уменьшению доходов от торговли. Серьезные экономические потери осложнят задачу сохранения стабильной валюты и поступления доходов, а также затруднят осуществление реформ в рамках проектов Международного валютного фонда. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight].
Будущий статус оплота курдов - северного Ирака также может стать серьезным дипломатическим испытанием для Турции. 19 марта Соединенные Штаты объявили, что не допустят никаких односторонних действий турецкой армии в северном Ираке. Турецкие стратеги заявляют, что Анкара оставляет за собой право на такие действия, чтобы защитить интересы национальной безопасности. Военное и политическое руководство Турции обеспокоено тем, что в ситуации вакуума власти, который может возникнуть в результате смещения Саддама Хусейна, курдские лидеры попытаются объявить о создании независимого курдского государства. Такое развитие событий может вновь разжечь курдский сепаратизм в Турции, считает руководство в Анкаре. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight].
Несмотря на нежелание парламента дать согласие на размещение в стране войск США, турецкие лидеры убеждены, что Анкара все же сыграет свою роль либо в военных операциях, либо в восстановлении Ирака. «Если война неизбежна, то Турция не может закрыть глаза на происходящие события», - сказал Абдулла Гюль 11 марта. Если Турция всерьез возьмется за решение задач восстановления послевоенного Ирака, это может помочь правительству Эрдогана положить конец курдским амбициям в северном Ираке, обеспечить приток инвестиций в турецкий бизнес и улучшить репутацию Турции в глазах как Соединенных Штатов, так и Европейского Союза.
От редакции. Мевлут Катик - журналист и политолог, живет и работает в Лондоне. Ранее работал корреспондентом Би-би-си, сотрудничал с The Economist Group.