Н. Масанов: "Мы - общество воров" Нефтяной скандал ударил по Казахстану
По мнению экспертов, международное расследование дела о коррупции отозвалось в Казахстане и сотрясает нефтяную отрасль страны.
Джеймс Гиффен, американский советник президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, был арестован 30 марта по обвинению в переводе на секретные счета своего босса в швейцарских банках 60 миллионов долларов комиссионных за совершенные нефтяные сделки и еще 17 миллионов долларов - на счета другого лица, занимавшего в тот период высший руководящий пост в нефтяной отрасли. Гиффен был выпущен под залог до суда. Судебное разбирательство по его делу начнется в январе следующего года.
В Казахстане обвинения, подробно сформулированные в обвинительном акте и опубликованные в оппозиционной прессе, были встречены с безразличием, тогда как в Швейцарии полным ходом продолжается расследование обстоятельств дела, связанных с отмыванием денег.
Преподаватель права Колумбийского университета Скотт Хортон, который консультирует нефтяные компании по вопросам, связанным с центрально-азиатскими странами, говорит, что расследование это является крупнейшим в истории с самого момента принятия в 1977 г. Закона о коррупционной практике за рубежом.
Данный закон, применяемый обычно для пресечения торговли оружием, запрещает американским гражданам давать взятки с целью получения контрактов.
Хортон считает данное расследование "одним из важнейших" в истории нефтяной промышленности "уголовных расследований". Он, как и другие правоведы, считает, что основной целью подробных расследований является показать нефтяным компаниям, что, согласно Закону, министерство юстиции США считает приемлемой практикой, а что нет. Эксперты считают также, что водораздел между "приемлемым" и неприемлемым" может, в результате расследования, значительно сдвинуться в ту или другую сторону.
Расследование началось в Бельгии, и, по иронии судьбы, по инициативе Назарбаева, который искал способы опорочить Акежана Кажегельдина, бывшего премьер-министра страны и своего соперника, в настоящее время проживающего в изгнании. След привел в Швейцарию, из которой, начиная с июня 2000 года, свидетельства предполагаемых незаконных выплат нефтяных компаний были переданы американскому правительству.
Расследование, в числе объектов которого такие компании, как "МобилОйл" (в настоящее время - часть "ЭкксонМобил"), ведется вплоть до настоящего времени прокуратурой Нью-Йорка, что подтвердил в телефонном интервью ее представитель.
Согласно обвинительному акту, в период между 1995 и 2000 годами, Гиффен получил от крупных нефтяных компаний 138 миллионов долларов в виде премий и комиссионных, из которых, согласно обвинению, 60 миллионов он передал президенту Казахстана, а 17 миллионов Нурлану Балгимбаеву, бывшему главе государственной нефтяной компании "Казахойл", впоследствии премьер-министру страны. В настоящее время Балгимбаев ушел из политики.
В обвинительном акте, однако, данные имена не называются. Тем не менее, биографические и прочие подробности позволяют узнать и Назарбаева, который назван "государственным должностным лицом Казахстана 2", и Балгимбаева, который назван "государственным должностным лицом Казахстана 1".
Между тем, как сообщил швейцарский источник, до окончания следствия заморожено около десятка счетов, контролировавшихся Гиффеном, на которых находилось от 100 до 150 миллионов долларов.
Согласно обвинительному акту, компании выплачивали премии, пытаясь обеспечить за собой доступ к Кашаганскому месторождению, пятому по величине нефтяному месторождению в мире, к Тенгизскому месторождению, шестому крупнейшему нефтяному месторождению в мире, участие в Каспийском трубопроводном консорциуме, транспортирующем нефть из Тенгизского месторождения в российский порт на Черном море, и доступ к крупному Карачаганакскому газоконденсатному месторождению.
В целом, компании планировали инвестировать в добычу нефти в Казахстане около 30 миллиардов долларов и увеличить добычу нефти в три раза по сравнению с 1 миллионом баррелей, добываемых здесь ежедневно сегодня. В результате страна, простирающаяся от Европы до Китая, может превратиться в одного из четырех-пяти крупнейших экспортеров нефти мира. По оценкам, нефтяные месторождения Казахстана не уступают месторождениям Северного моря.
Эксперты говорят, что скандал, связанный с казахстанской нефтью, не стал полной неожиданностью. Только здесь за последнее десятилетие было заключено так много новых сделок по столь большому числу новых нефтяных месторождений.
Обширные нефтяные запасы этой страны, тем не менее, так трудно добываемы, что в советский период предпочтение было отдано легко поддающейся добыче нефти Сибири. Контракты по ним заключались с новым правительством, уже пораженным коррупцией, заключались в период многочисленных экономических кризисов.
Среди компаний, ведших переговоры по этим сделкам, "Мобил", "Шеврон" (в наст. время "ШевронТексако"), "Тотал" (теперь "ТоталФинаЭльф"), "Ройал Датч Шелл", "Бритиш Гэз", "Амоко" (в наст. время "БиПи"), "Филипс Петролеум" (теперь "Коноко Филипс").
В настоящее время ведется еще одно расследование, отпочковавшееся от вышеупомянутого. Оно связано с неуплатой налогов Брайаном Уильямсом, бывшим исполнительным руководителем компании "Мобил", которому приписывается получение взятки в размере 2 миллионов долларов.
"В "ЭкксонМобил" обстановка нервозная выше обычного", - сообщил источник, близкий к этой крупнейшей нефтяной компании мира.
Еще один источник отмечает, что "каждый хочет выяснить, как продвигается расследование, но никто не хочет выдать степень заинтересованности в этом своей компании".
Ходит много разговоров о том, что Гиффен и Уильямс могут согласиться сотрудничать с органами правосудия и, в обмен на мягкий приговор, предоставит информацию, которая даст возможность выдвинуть обвинения и против других лиц.
Помимо прочего, в обвинении против Гиффена - 33 пункта отмывания денег и 8 пунктов, связанных с нарушением Закона о коррупционной практике. Ему угрожает несколько 20-летних сроков лишения свободы и штраф в размере 84 миллиона долларов. Уильямсу, обвиненному в неуплате налогов, угрожает штраф и 3 года заключения.
В обвинении говорится, что передавая деньги должностным лицам Казахстана, Гиффен, который большую часть из прошлого десятилетия стражем стоял у ворот, открывавших компаниям дорогу к казахстанской нефти, не только лишил Казахстан десятков миллионов долларов, но и лишил народ Казахстана честного исполнения свое долга должностными лицами".
Однако в самом Казахстане признаков народного негодования по этому поводу почти не наблюдается.
Спорное представление Нурсултана Назарбаева о свободе прессы, которую он сам часто называет законом страны, заставило основные средства массовой информации понять, что сообщать о фактах коррупции, связанных с именем президента и членов его семьи, означает стать объектом преследования со стороны судебных властей - ведь оскорбление достоинства президента есть преступление - и государственных органов, в частности, налоговой полиции.
В результате, в основных средствах массовой информации не появилось сообщений об аресте Гиффена, как не были опубликованы и обвинения по этому делу.
Оппозиционная пресса, в том числе несколько еженедельников, продаваемых по всей стране, сообщили об этом разбирательстве, но большого эффекта это не дало.
"Даже когда эти газеты говорят правду, никто до конца им не верит, поскольку каждый считает их рупором тех, кто просто добивается для себя власти", - сокрушается один банкир, который очень критично настроен по отношению к президенту и просил не называть своего имени.
Отчасти отсутствие интереса к фактам коррупции, которые, в отличие от ситуации в России, не связаны с убийствами, объясняется ее всеобъемлющим характером - до такой степени, что это уже считается нормальным.
"Мы - общество воров", - говорит историк и известный диссидент Нурбулат Масанов.
А, кроме того, жизнь идет, и экономика развивается быстрым ходом.
По данным ООН, последние четыре года рост экономики составляет 10 процентов ежегодно, а процент живущих за чертой бедности сократился с 42 процентов в 2000 году до 28 процентов в 2003.
Кристофер ПАЛА "Вашингтон Таймс" 19 May 2003