Неоправданная политика
/18 августа 2003 года/
На прошедшей неделе президент США Джордж Буш уведомил конгресс о введении в отношении Туркмении поправки Джэксона-Веника, так как, по мнению Белого Дома, эта страна нарушает международные нормы в области свободной эмиграции. Ранее эта же поправка применялась против Советского Союза, что лишало возможности Москву использовать все преимущества от многосторонних проектов с участием американских компаний, а также запрещала Соединенным Штатам осуществлять программы кредитования в адрес СССР. По мнению ряда независимых экономистов, в то время из-за принятия конгрессом вышеупомянутой поправки Москва ежегодно теряла приблизительно пять-семь миллиардов долларов США. Теперь история повторяется в бывшей советской республике Туркмении. Вашингтон уже неоднократно указывал на тоталитарный режим Сапармурата Ниязова, однако дальше угроз дело не шло. Но вот теперь, кажется, американцы решили заняться Туркменбаши всерьез. Чем же вызван столь живой интерес американской администрации к скромной персоне туркменского президента?
Прежде всего, следует отметить, что Ашхабад так и не дал разрешения разместить на своей территории войска антитеррористической коалиции (понимай американские войска), что в современных условиях ставит Туркмению практически в один ряд со странами, поддерживающими международный терроризм. В этой связи уместно будет вспомнить, что во времена правления в Афганистане режима «Талибан» туркменские официальные лица поддерживали с ним очень тесные контакты, что нередко вызывало раздражение на Западе. Примерно начиная с 1994 года, люди из ближайшего окружения Сапармурата Ниязова стали продавать оружие не только российской компании «Росвооружение», но и талибам. Как предполагают аналитики, именно через поставки оружия в Афганистан туркменскому президенту удалось тогда заручиться поддержкой духовных лидеров движения в отношении строительства Трансафганского газопровода, являющегося одним из приоритетов в политике Ашхабада. Отсюда вытекает и вторая причина, по которой Вашингтон уделяет внимание этой Центрально-азиатской республике.
Это большие запасы природного газа. Как уже отмечалось ранее в публикациях, именно природные ископаемые, такие как нефть и газ, станут основными факторами, приводящими человечество к войне. Совсем недавно российская компания «Газпром» подписала уникальный договор с Туркменией, согласно которому Москва фактически контролирует добычу и транспортировку природного газа. Такое событие не могло не вызвать большую волну протестов, в первую очередь, в тех же Соединенных Штатах, которые и сами не прочь откусить большой кусок от туркменского газового пирога. Примечательно, что во время пика конфликта между тем же РАО «Газпром» и турецкой стороной из-за высокой цены на газ, поступающий в рамках проекта «Голубой поток», официальная Анкара заявила о своей готовности вынести этот вопрос на рассмотрение в Международный арбитражный суд. Кроме того, по имеющимся сведениям, при поддержке деловых кругов из Соединенных Штатов, турки хотели также инициировать вопрос о неправомерности своеобразной монополии российской стороны на туркменское «голубое топливо».
И последним по порядку, но не по значению является несбалансированная политика Российской стороны в отношении Туркмении и её лидера, которая может характеризоваться, как неоправданная. Она выражалась и выражается в заигрывании с Ниязовым. Чего только стоит вопрос о двойном гражданстве, который обострился в начале этого лета. Участие первых лиц двух государств должен был придать этому процессу самый высокий статус, и вселить уверенность в сознании простых людей, как в России, так и в Туркмении, что власти о них заботятся. Но на деле получилось все наоборот. Налицо явное ущемление прав русскоязычного населения. И если это понимают в Белом Доме, то этого явно стараются не замечать в Кремле. Конечно, получив такой великолепный подарок от Ниязова в виде договора с РАО «Газпром», можно и забыть о существовании целого ряда проблем. Все что сделала российская дипломатия, это поверила обещанию Туркменбаши «просить прощения», если комиссия, прибывшая в Ашхабад, «найдет хоть одного обиженного или преследуемого русского человека». Как Вы думаете, извинился ли президент Туркмении? Напротив, глава российской делегации, заместитель министра иностранных дел Алексей Федотов подчеркнул, что эксперты детально изучили проблему русскоязычного населения. Он буквально заявил следующее: «Права никогда не ущемлялись и гарантированы в соответствии с действующим законодательством и международными нормами».
Заявление столь высокопоставленного представителя внешнеполитического ведомства России невольно наводит на две ужасные мысли. Первое, профессиональный уровень российских дипломатов настолько низок, что они не смогли заметить за действиями туркменских властей нарушения прав русских, как это сделали американцы, введя знаменитую поправку. Второе, подтверждает предположение о том, что официальная Москва поставила крест на вопросе о двойном гражданстве, взамен получив газовый контракт. И то и другое просто ужасно. А что же будет дальше?
Существует большая вероятность того, что Соединенные Штаты не отойдут от идеи сместить президента Туркмении Ниязова. Несомненно, будет использоваться иракский вариант, который подтвердил свое право на жизнь. В начале будет интенсивно финансироваться оппозиция. В подтверждении того, что Туркменбаши боится внутриполитического кризиса, свидетельствует тот факт, что с недавнего времени именно президент контролирует передвижение всех частей и подразделений вооруженных сил страны. Также это подтверждает и инициированное покушение на его жизнь, после чего были арестованы практически все видные деятели оппозиции. Вслед за «плодотворной работой» с туркменской оппозицией, американские дипломаты и военные просто купят людей из ближайшего окружения Сапартмурата Ниязова, повторив тем самым иракский блицкриг.
А что же Россия, что ей следует делать и чего опасаться? Прежде всего, следует прекратить все заигрывания с режимом, и, наконец, признать, что Ниязов ведет неправильную игру в отношении россиян, пусть даже это будет стоить Москве некоторой приостановкой дел в газовом контракте. Разумеется, «Газпром» не проиграет эту партию, так как у российской стороны имеется достаточно рычагов воздействия на тоталитарный режим. Именно жесткие меры в адрес официального Ашхабада могут позволить снизить уровень и интенсивность влияния Соединенных Штатов в регионе, так как прислушиваются только к сильным, чьи действия жестки, четки и последовательны. Но это будет справедливо только в том случае, если в Кремле не хотят повторения ситуации в Персидском заливе, когда российские нефтяные компании потеряли все контракты в Ираке, а Российской Федерации стоит позаботиться о возврате внешних долгов постсаддамовского государства, так как американцы, похоже, не собираются их выплачивать. Однако в том случае, если все это является сценарием одной большой Игры с участием Москвы и Вашингтона, то все вышесказанное в материале теряет свое значение и смысл.
Евгений Шульц, ЦентрАН