Тегеран скупо отреагировал на Нобелевскую премию
BCC
Реакция Тегерана на вручение Нобелевской премии мира женщине-адвокату Ширин Эбади за деятельность по защите прав человека в Иране была весьма осторожной. Представитель министерства иностранных дел заявил, что это событие отражает улучшение положения с правами женщин в Иране.
Однако консервативно настроенные государственные средства массовой информации были весьма сдержаны в комментариях и при возможности старались приуменьшить значение произошедшего.
Новость о том, что иранская женщина-адвокат Ширин Эбади получила Нобелевскую премию мира, обошла все средства информации мира, но иранское государственное радио и телевидение, обладающие монополией на вещание в Иране, нескольких часов хранили молчание.
Когда же, наконец, новость передали, то ее подали коротко, скомкано и весьма сухо. Тем не менее эта, пусть даже даже скупая информация очевидно обрадовала многих простых иранцев.
"У меня просто нет слов, просто я очень горд! У меня, буквально, идут мурашки по коже. Я, правда, не знаю, что сказать, я горд как и любой иранец от того, что иранская женщина получила Нобелевскую премию. По-моему, для иранского народа, это великая победа", - заявил один из соотечественников Эбади.
Что же касается правительства, то его реакция была настолько сдержанна, что ее долго даже сложно было назвать официальной. В конце концов представитель министерства иностранных дел заявил, что победа Эбади вселяет радость и показывает, что положение иранских женщин улучшается.
Однако на самом деле, победа Эбади стала неприятным сюрпризом для приверженцев твердой линии в политике. А ведь в основном в их руках, несмотря на их непопулярность у населения, находится власть. Ширин Эбади является выразителем как раз тех идей, которые так не нравятся приверженцам жесткой линии.
Комментаторы правого толка уже охарактеризовали вручение Нобелевской премии именно Эбади как попытку Европы сыграть на правах человека для усиления давления на Иран.
Что же касается сторонников реформ, то многие из их лидеров приветствовали новость, которую они считают международным признанием своей правоты.
Защитница демократии
Иранский адвокат Ширин Эбади получила Нобелевскую премию мира за свою деятельность по защите прав человека и демократии в Иране.
Норвежский комитет по Нобелевским премиям отметил заслуги Ширин Эбади как адвоката, посвятившего себя защите женщин и детей в Иране и во всем мире.
Председатель комитета Оле Данболт Мьeс сказала, что "ни одно общество, в котором не представлены женщины, не может считаться демократическим".
Эбади опередила 165 кандидатов, включая Папу Римского Иоанна Павла II и бывшего чешского президента Вацлава Гавела.
Бывший президент Польши и лауреат Нобелевской премии мира 1983 года Лех Валенса назвал решение комитета "большой ошибкой" и заявил, что победить должен был Иоанн Павел II.
Узнав о присуждении ей премии, 56-летняя Эбади, которая сейчас находится в Париже, сказала: "Я - мусульманка. Получается, что можно быть мусульманином и поддерживать демократию. Это очень хорошо для Ирана, особенно для защиты прав детей в стране. Я надеюсь, что смогу быть полезной".
Эбади была первой судьей-женщиной в стране. После исламской революции 1979 года она была вынуждена уйти в отставку.
"Как юрист, как судья, как лектор, как писатель и как активист она четко и ясно отстаивает свою позицию у себя на родине - в Иране - и далеко за его рубежами", - говорится в заявлении нобелевского комитета.
Члены комитета назвали Эбади "великолепным профессионалом и смелым человеком, никогда не боявшимся угрозы своей собственной жизни".