04.01.2004
Сколько Бога нужно Ирану? Только ли природа повинна в катастрофе?
Перевод: Елена Грановская, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА
Немецкая еженедельная газета «Цайт» обсуждает на своих страницах вопрос о том, до какой степени масштабы разразившейся после землетрясения в Иране катастрофы объясняются беспомощностью политического руководства страны. В статье «Сколько Бога нужно Ирану?», в частности, читаем:
С технической точки зрения возможность пережить землетрясение 26 декабря с гораздо меньшими по масштабу последствиями у города Бама была. Ведь сила последнего землетрясения в Калифорнии составила по шкале Рихтера 6,3 балла, то есть мощность толчка была там примерно такой же, как и в Иране. Однако количество жертв на юго-западе США составило три человека, а в Баме, по последним данным, - более 20 тысяч. Конечно, сравнивать юго-восток Ирана с Калифорнией нельзя, тем более, что плотность населения в регионе Бама существенно выше, чем в Калифорнии. И тем не менее иранские газеты полны упреков и критики в адрес правительства и местных властей. Так, выходящая на английском языке газета Iran daily пишет: «Тысячам мужчин, женщин и детей пришлось погибнуть только потому, что государственный аппарат оказался беспомощным. От этого, мягко говоря, можно сойти с ума!». А прогрессивная газета Sharq, публикующая свои материалы на фарси, возмущенно добавляет: «Думает ли хоть кто-нибудь из инженеров-строителей или чиновников, что под обломками возводимых ими или с их разрешения зданий в один прекрасный день могут быть погребены и их собственные дети? Нет, они думают только о том, как из одного доллара сделать два!». И все-таки, почему население Бама не удалось защитить от последствий природной катастроф в той же мере, как жителей Калифорнии или, скажем, Японии? -
спрашивает немецкая еженедельная газета «Цайт» и продолжает:
Иран со времени революции 1978-го года живет в изоляции от остального мира, тем не менее большинство населения продолжает втайне тосковать по основным благам современной цивилизации - по демократии, материальному благополучию и безопасности. Восемь лет назад на пост президента страны подавляющим большинством голосов был избран Мохаммад Хатами - именно потому, что он воплощал собою мечту об открытом Иране, идущем путем прогресса, причем без травм и потрясений вроде революции или гражданской войны. Понятно, что трагедия Бама поразила страну в самое сердце. Предотвратить ее было, разумеется, невозможно, поскольку эпицентр землетрясения находился прямо под городом. Но если бы власти поменьше денег вкладывали в дела Божьи и побольше - в безопасность собственного населения, то, может быть, последствия катастрофы были бы не столь ужасны. Менее чем через шесть недель в Иране пройдут выборы нового парламента. Весьма вероятно, что большинство населения от участия в них воздержится, потому что сочтёт, что Хатами и окружающие его реформаторы своих обещаний не сдержали. Такая позиция вполне понятна и объяснима. Однако тем самым иранцы вновь отдадут свою судьбу в руки тех, кто видит в землетрясениях исключительно Божью кару.