БЕССОННИЦА РОССИЙСКИХ НЕФТЯНИКОВ
Она появляется после каждого успеха ОЭТ БТД
Ф.ФАТУЛЛА
Вполне резонно было ожидать, что споры, развернувшиеся в России по поводу рентабельности Основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, построенного более чем наполовину и практически профинансированного, несколько стихнут. Но, как оказалось, строительство ОЭТ БТД полностью лишило сна высокопоставленных российских чиновников. В частности, фактически из-за давления российского правительства компания "ЛУКойл" вынуждена была вначале отказаться от участия в строительстве ОЭТ БТД, а позже вовсе выйти из "контракта века" по разработке месторождений "Азери"-"Чираг"-"Гюнешли".
После же подписания во Дворце "Гюлистан" в Азербайджане договора о выделении кредита со стороны международных финансовых институтов и крупнейших коммерческих банков займа на сумму 2,6 млрд. долларов для компании ВТС Со, в Москве вновь раздались голоса о нерентабельности и политической направленности этого проекта.
В проекте строительства нефтепровода БТД больше политики, чем экономики, продолжает считать заместитель главы МИД РФ, спецпредставитель президента по проблемам Каспия Виктор Калюжный. "На мой взгляд, проект сильно политизирован. С точки зрения экономики - проблематичен, рассчитан на рискованную перспективу", - заявил он журналистам в Москве.
По его мнению, если Казахстан "пойдет" на сотрудничество, то проект будет в достаточной степени выгоден. Однако, подчеркнул Калюжный, если он предпочтет сотрудничество с Китаем, то проект нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан столкнется с большими трудностями. При этом, считает спецпредставитель Путина, у проекта возникнут проблемы в случае, если Россия "изменит свою транзитную политику в отношении нефти Казахстана". "В этом случае Казахстан потеряет интерес к нефтепроводу Баку-Джейхан, и у этого проекта вновь появятся проблемы", - сказал замминистра (РИА "Новости").
Проблемы будут, но не у БТД, а у российской компании "Транснефть". Азербайджанская сторона в последние годы практически игнорирует российский маршрут Баку-Новороссийск. Дело в том, что азербайджанская нефть, смешиваясь с российским сортом брент, "теряет" миллионы долларов. При этом и российские тарифы на прокачку нефти намного выше, по сравнению с трубопроводом Баку-Супса, который также выходит на берега Черного моря.
Кроме того, российская сторона боится, что весь поток каспийской нефти в ближайшие годы может быть направлен по маршруту БТД. Дело в том, что проливы Босфор и Дарданеллы уже практически не справляются с увеличившимся в два раза нефтепотоком из Черного моря. Понятно, что ни один грузоотправитель не испытает восторга, если в течение года десятки нефтеналивных танкеров будут вынужденно простаивать из-за разыгравшейся непогоды в самом проливе или на берегах Черного моря. Российские нефтяники никак не могут признать очевидного поражения и явного превосходства БТД перед системой трубопроводов с выходом в Черное море. А ведь такому опытному политику, как В.Калюжный, должен быть очевиден факт просчета внешней политики по отстранению от участия российских компаний в строительстве БТД.
Не стоит забывать о том, что на днях было подписано соглашение с Казахстаном и Россией о совместных разработках месторождений на шельфе Казахстана и сейчас готовится аналогичное соглашение с Туркменистаном. Но в каком направлении российские компании будут транспортировать добываемую в Каспийском регионе нефть? Вновь через Черное море? А позже российская сторона станет в международных арбитражах обвинять Турцию в том, что она не в состоянии пропускать танкеры с российской нефть по проливу Босфор и Дарданеллы... Строительство БТД - проект довольно выгодный, российская же "словесная шрапнель" - это ничто иное как политиканство. России следовало бы призадуматься как над ситуацией, так и над своей позицией, и, изменив ее, выступать в более конструктивном духе...
"Зеркало"